Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Современные образовательные технологии

Дата: 4 мая 2017 в 14:24, Обновлено 4 мая 2017 в 14:30

                                  

I. Понятие «технология» в педагогической науке и практике

Понятие «педагогическая технология», предпосылки

возникновения термина

Для того, чтобы знание могло стать фактором управления, оно само должно быть известным образом упорядочено, структурировано и организовано. Именно благодаря специальной дидактической обработке научного знания, связанной с преобразованием его в форму учебной информации, последняя становится фактором управления. Далее мы рассмотрим этот процесс на примере современных педагогических технологий.

Выбор той или другой технологии обучения определяется, прежде всего, спецификой содержания учебного предмета и способом его конструирования. Всякая перестройка в структуре учебного предмета влечет за собой перемены в способах преподавания и учения.

Становится очевидным, что процесс накопления и эмпирического (основанного на практике) отбора систем обучения должен быть совмещен с выбором цели и отработки системы контроля процесса обучения. Этому и способствует технологизация процесса обучения.

Впервые в 20-е годы термин «педагогическая технология» упомянут в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, С.Т. Шацкий). В это же время распространилось и другое понятие – «педагогическая технология», которая в Педагогической энциклопедии 30 – х годов была представлена как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. К педагогической технологии было отнесено также умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия.

В 40-50-е годы, когда началось внедрение в учебный процесс обучения технических средств, появился термин «технология образования» который в последующие годы под влиянием работ по методике применение различных ТСО, в частности кино, радио, средств контроля, модифицировался в «педагогические технологии».

В середине 60-х гг. содержание этого понятия подверглось широкому обсуждению в педагогической печати за рубежом и на международных конференциях, где было определено два направления его толкования в зависимости от уровня и результатов исследований в данной области в различных странах (США, Япония, Франция, Италия). Сторонники первого утверждали необходимость применения технических средств и средств программированного обучения. Представители второго направления главное видели в том, чтобы повысить эффективность организации учебного процесса.

К началу 70-х годов была осознана необходимость модернизации различных видов учебного оборудования и учебных предметных средств как необходимого условия, без которого не работали прогрессивные методики и формы обучения.

Таким образом, к концу 70-х – началу 80-х гг. вследствие развития техники и начавшейся затем за рубежом компьютеризации обучения понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом. При этом были выделены две стороны педагогической технологии: применение системного знания для решения практических задач и использование в учебном процессе технических устройств.

Современное определение термина отражает различные подходы к его исследованию: личностно-ориентированный, деятельностный, социологический и др. Т.А. Стефановская определяет педагогическую технологию как научно-педагогическое обоснование характера педагогического взаимодействия, научно-педагогическое обоснование системы профессиональных умений педагога, позволяющих осуществить тонкое прикосновение к личности учащегося, входящего в культуру; В.П. Беспалько дает следующее определение: педагогическая технология – проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике (Слагаемые педагогической технологии. – М, 1989, С.5).

Новые образовательные технологии прошли несколько этапов развития. Так, развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения. Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.

Важная особенность – связь педагогической технологии с психологией. Каждое технологическое звено, цепочка, система достигает высокой эффективности, если имеет психологические обоснования и практические выходы. Одни технологические средства, связанные с наглядностью, основываются на особенностях образного мышления и обеспечивают, наиболее яркое восприятие учебного материала. В основании других положены психологические законы запоминания по сходству, по ассоциации, по силе эмоционального возбуждения. Третьи базируются на способности нервной системы к бессознательному освоению информации или навыка в процессе игровой деятельности, или даже сна.

Известны три принципа педагогической технологии – это последовательно развертывающиеся характеристики педагогического воздействия: направленность на инициирование субъектности ребенка, направленность на содержание свободного выбора ребенка как субъекта и направленность на отношение как результат воспитания и основной объект воспитательного процесса.

Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

  • Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
  • Педагогическая технология − совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
  • Педагогическая технология - это описание процесса достижения регулируемых результатов обучения (И.П.Волков).
  • Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
  • Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
  • Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
  • Педагогическая технология - то системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
  • Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических  средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

  1.  научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  2.  процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
  3.  процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

Терминологические нюансы. В литературе и практике работы школ термин педагогическая технология часто применяется как синоним понятия педагогическая система. Как уже отмечалось выше, понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности.

Глубинный смысл педагогической технологии В. П. Беспалько видит:

во-первых, в отходе от экспромтов и переходе к предварительному проектированию;

во-вторых, в разработке структуры и содержания учебно-познавательной деятельности самого учащегося;

в-третьих, в диагностическом целеобразовании и объективном контроле качества усвоения учащимися учебного материала и развития личности в целом;

в-четвёртых, в реализации принципа целостности структуры и содержательности компонентов учебно-воспитательного процесса.

Преимущества технологии. По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.

Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.

Во-вторых, технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

В-третьих, технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

В-четвертых, в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся, что ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.

Ведущей, стержневой характеристикой технологии обучения является гибкость. Содержательная гибкость отражается, прежде всего, в возможности, как дифференциации, так и интеграции содержания обучения. Сама же эта возможность имеет место благодаря блочному и модульному принципу построения учебного материала в предлагаемой технологии. Технологическая гибкость обеспечивает процессуальный аспект обучения, включающий вариативность методов обучения, гибкость системы контроля и оценки, индивидуализацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Область применения понятия «технология» в педагогике в настоящий момент не определена достаточно четко. Сегодня понятие «технология» употребляется в педагогике, по крайней мере, в трех смыслах:

  1. Как синоним понятий «методика» или «форма организации обучения» (технология написания контрольной работы, технология организации групповой деятельности, технология общения и т.д.)
  2. Как совокупность всех использованных в конкретной  педагогической системе методов, средств и форм (технология В.В. Давыдова, традиционная технология обучения и т.д.)
  3. Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.

Использование понятия «технология» в первом смысле не дает педагогике чего-то нового, не конкретизирует процесс обучения. Просто происходит подмена одного понятия другим. Например, если ранее говорили «методика (или система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова», то теперь для того, чтобы блеснуть своей эрудицией, говорят «технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова». От перемены слов суть предмета (системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) не изменилась.

Еще совсем недавно учителю предлагалось только готовое тематическое планирование учебное содержание «нарезалось» по одному, двум, трем учебным часам и от лица министерства предлагалось учителям для обязательного исполнения. Поэтому Российский учитель оказался неподготовленным, сегодня он не может отличить методику от технологии. Есть смысл уточнить – методика в большинстве случаев – это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса. Педагогическую технологию характеризуют два принципиальных момента гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса. Педагогическая технология – это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата, т.е. в данном случае – государственного стандарта.

  1. Во втором случае, когда под технологией подразумевается совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм, речь идет о новом понятии со своим смыслом. Однако в этом случае понятие «технология» теряет свой первоначальный смысл, с которым оно пришло из промышленной сферы. Кроме того, нет четкого разграничения, что ведет к неразберихе. Вывод можно сделать однозначный: замена хорошо известных и отработанных понятий на более общие и неконкретные - определенный шаг назад, отступление от научных позиций. Поэтому термин «технология» можно использовать только в третьей трактовке, которая сохраняет первоначальный, пришедший из промышленного производства смысл (технология - совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами).

Цель педагогической технологии

Хорошо известно, что основная цель, стоящая перед системой образования любой страны и во все времена, отражает общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни, к эффективному участию в жизнедеятельности общества. На разных этапах эта потребность меняется, следовательно, может меняться и глобальная цель.

Для того чтобы цель помогала, она должна, во-первых, давать полное преставление о том, конечном результате, который мы хотим получить, и, во-вторых, диагностировать результат и однозначно отвечать на вопрос «Достигнута ли цель?». Такая цель в педагогике получила название «диагностической цели», т.е. цели, на основании которой можно строить диагностику достигнутого результата.

Таким образом, технологизация обучения требует:

  1. Переформулировать идеал (глобальную цель) в диагностическую цель.
  2. Разбить новую диагностическую глобальную цель на этапы и определить диагностичные цели для каждого из этапов обучения.

Как надо поставить цель, чтобы она стала диагностичной? Наука утверждает, что цель обучения считается диагностичной, если соблюдаются следующие условия:

  1. Дано настолько точное и определенное описание формируемого качества, свойства, умения, опыта, что его можно безошибочно отличить от любых других.
  2. Имеется диагностический инструмент, позволяющий объективно и однозначно:

а) выявить данное качество, свойство, умение, опыт;

б) замерить уровень его развития или сформированности;

в) оценить этот уровень и сравнить его.

Понятие «педагогическая технология» Г.К. Селевко употребляет на трех уровнях.

Общепедагогический (общедидактический) уровень. Педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в неё включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и даже алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса (за исключением их самих).

Частно-методический (предметный) уровень. Здесь педагогическая технология употребляется в значении частная методика, т. е. совокупность методов и средств для реализации определённого содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, группы, преподавателя (методики преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы преподавателя, воспитателя).

Элементный (модульный) уровень. Начнём рассматривать технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса: технология отдельных видов деятельности, технология (формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.

Структура образовательной технологии

Вертикальная структура. Любая педагогическая технология охватывает определённую область педагогической деятельности. Эта область деятельности, с одной стороны, включает в себя ряд её составляющих (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня. В этой иерархии (вертикальной структуре) можно выделить четыре соподчинённых класса образовательных технологий (адекватных уровням организационных структур деятельности людей и организаций,

Метатехнологии представляют собой образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень). Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении. Примеры: технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе, технология воспитательной работы в данной школе.

Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии, охватывают деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический и общеметодический уровень). Примеры: технология преподавания учебного предмета, технология компенсирующегообучения.

Мезотехнологии, или модульно-локальные технологии, представляют собой технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, или направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач. Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технологии урока, технологии усвоения, повторения или контроля знаний.

Микротехнологии − это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный уровень). Примеры: технология формирования навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств индивида.

Горизонтальная структура педагогической технологии содержит три основных аспекта:

1) научный: технология является научно разработанным (разрабатываемым) решением определённой проблемы, основывающемся на достижениях педагогической теории и передовой практики;

2) формально-описательный: технология представляется моделью, описанием целей, содержания, методов и алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов;

3) процессуально-действенный: технология есть сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, - их целеполагание, планирование, организацию, реализацию.

Таким образом, педагогическая технология функционирует в качестве науки (область педагогической теории), исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и регулятивов деятельности, и в качестве реального процесса обучения и воспитания.

Технологический подход позволяет:

  • с большей определённостью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
  • анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
  • комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
  • обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
  • уменьшать  эффект  влияния  неблагоприятных  обстоятельств  на человека;
  • оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
  • выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.

Основные качества современных образовательных технологий

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (качествам).

Технологическая схема (карта) - условное изображение технологии процесса с помощью разделения его на отдельные функциональные элементы и обозначения логических связей между ними.

Научная база. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определённую научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы; логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость. Предполагает возможность целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны гарантировать достижение определённого стандарта обучения, являться эффективными по результатам и оптимальными по затратам.

Воспроизводимость. Подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Основными критериями технологичности являются:

  • системность (комплексность, целостность),
  • научность (концептуальность, развивающий характер);
  • структурированность (иерархичность» логичность, алгоритмичность, процессуальность, преемственность, вариативность);
  • управляемость (диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).

Особенности педагогической технологии и технологических процессов заключаются в следующем: отдельные технологические процессы по своей структуре и способам их реализации воспитывают только внимание, исполнительность, способность действовать механически, исключительно при жестко заданной последовательности основных элементов программы. Другие технологические процессы выполняют функцию подспорья для активной сознательной мыслительной работы и развивают в творческой личности способность облегчать свою работу путем кодирования, поддающейся формализации информации. Преподавание одним единственным методом ведет к однообразию и монотонности в обучении со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. Отсюда вполне правомерно возникает проблема выбора используемых технологий, их оптимальных сочетаний для достижения лучших результатов обучения и воспитания, проблема меры и дозировки педагогических воздействий.

Важной особенностью педагогической технологии является также «технологичность» содержания обучения или воспитания – его способность подвергаться кодированию, не утрачивая при этом своих воспитательно-обучающих возможностей. Один материал легко кодируется и при раскодировании, воспроизведении не искажается, не деформируется и осознается учащимися во всей полноте и целостности. Так происходит, например, при кодировании математических формул, способов решения типовых задач; физических и химических формул и законов; подлежащих запоминанию исторических фактов, событий и др. В данном случае, введение в процесс обучения кодированных технологических цепочек повышает его эффективность. Другая информация, будучи закодированной, теряет свои воспитательно-обучающие возможности. Из художественной, исторической информации технологической обработке поддаются лишь факты, внешние признаки и остается за кадром самая суть: идеи в их движении, развитии, теории и концептуальные подходы, разнообразные оценки. Кодирования процесса обучения ограничено при обучении литературе, искусству, истории, и психологии семейной жизни. Здесь использование чисто технологических подходов может привести к бездумному зазубриванию, к формализму в знаниях.

К особенностям педагогической технологии относится и то, что каждому технологическому звену, системе, цепочке, приему нужно найти свое целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Никакая технология не может заменить живого, эмоционального человеческого общения.

Еще одна особенность состоит в том, что любая педагогическая технология, ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и учащихся. Педагог привлекает детей к творческому участию в разработке технологического инструментария: составлению технологических опорных схем, карт, к организации технологически четких форм воспитания и обучения. Активность педагога проявляется также в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих учеников, и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в ход технологических процессов. Например, при обработке навыков решения типовых задач одни ребята, наиболее подготовленные, знающие последовательность технологических рабочих циклов, получают полную самостоятельность. Другим, менее подготовленным, учитель оказывает помощь и предоставляет возможность постоянной консультации. В ходе реализации технологических процессов учитель организует взаимные консультации, взаимопроверку и взаимооценку. Активность детей проявляется в возрастающей самостоятельности, в осуществлении на основе технологического инструментария взаимообучения, в технологическом творчестве. Огромное значение в активизации деятельности учащихся в технологическом процессе имеют психологическая установка на глубокое освоение знаний.

В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождении новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

Требования к технологическому процессу.

Итак, что же надо сделать, чтобы процесс общения и взаимодействия людей можно было бы назвать технологическим? Для этого необходимо выполнение целого ряда обязательных требований, основными среди которых являются следующие:

  1. Постановка диагностической цели (с указанием требуемого уровня усвоения).
  2. Проведение объективного контроля эффективности процесса и определение  уровня  достижения поставленной цели (по данному уровню усвоения).
  3. Достижение конечного результата с точностью не менее 70% (по данному уровню усвоения).

Педагогическая технология не освобождает педагога от необходимости мыслить. Без педагогически развитого мышления педагогическая технология сводит воспитание до уровня ремесленничества, лишает воздействие творческого характера, не выполняет своего назначения.

Во-первых, педагогическая технология выступает как условия, обеспечивающее инструментарий, посредством которого осуществляется воздействие. В0-вторых, общение с воспитанниками и организация их деятельности видятся как ключевые элементы педагогической технологии. В-третьих, в содержание ее войдет научно обоснованная система умений, связанных с такими функциями педагога, как предъявление социализированного требования, передача социального опыта через словесную информацию, социализированная оценка ученика, постановка цели воздействий и анализ сложившейся ситуации.

Классификация педагогических технологий (Г.К. Селевко)

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласится. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

  • По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
  • По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.
  • По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
  • По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, развивающие.
  • По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам − ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений − СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности − СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы − СДП).
  • По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных − комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

  • По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).

Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько − дидактических систем):

  1. классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);
  2. обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
  3. система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
  4. обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;
  5. система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;
  6. компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
  7. система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;
  8. «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

  • традиционная классическая классно-урочная система Я.А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);
  • современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;
  • групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;
  • программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий:

а) авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

б) высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии; в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

в) личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных технологиях). Такие технологии называют еще антпропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

г) гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

д) технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества.

г) технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

ж) эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

По категории  обучающихся  наиболее  важными  и оригинальными являются:

  • массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;
  • технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);
  • технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);
  • различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);
  • технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

По содержанию модернизаций и модификаций, которым в технологиях подвергается существующая традиционная система.

Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:

а) педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н. Ильина и др.;

б) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.;

в) педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (Инге Унт, В.Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.;

г) педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и С.Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарашва, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.;

д) природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому,  воспитание  грамотности  по  А. Кушниру,  технология М. Монтессори и др.;

е) альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А.М. Лобка;

ж) комплексные политехнологии (из наиболее известных - «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др.).

Технология и содержание образования. В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. Содержание образования, являясь сущностей частью образовательной технологии, во многом определяет и её процессуальную часть (совокупность методов и средств). В процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий различные компоненты проявляют различную степень консервативности. Чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. Однако кардинальные изменения методов влекут столь же глубокие преобразования целей, содержания и форм, а принципиальное изменение целей и содержания приводит, в свою очередь, к пересмотру процессуального аспекта обучения. Таким образом, технология и содержание образования адекватно отражают друг друга.

Между технологическим процессом и содержанием образования есть ещё один опосредующий компонент (важнейшее дидактическое средство) - учебник, играющий важнейшую роль в реализации единства (адекватности) содержания и технологии обучения

Локальный масштаб термина «технология», обозначающий путь достижения оперативных учебных и воспитательных задач, например, «технология формирования понятий», «технология создания ситуации успеха», вероятно, уместен, но, строго говоря, противоречит педагогической закономерности о целостности образовательного результата. Нет дидактической или воспитательной технологии, а есть единая образовательная, в качестве которой могут выступать технологии разных типов УВП. Нельзя формировать понятие отдельно, в ходе этой педагогической деятельности, естественно, реализуется и процесс формирования личности. Поэтому систематизацию технологий в  педагогике  можно  соотнести  с количеством типов педагогических процессов.

Отталкиваясь от предложенных М.Н. Скаткиным типов учебного процесса: догматического, объяснительного (созерцательного), продуктивного, добавляются в соответствии с уровнями усвоения содержания образования суггестивный и личностный, а объяснительный, названный репродуктивным, разбиваются на формальный и сущностный подтипы.

Тип

Достигаемый

результат

Познавательная

деятельность ученика

Типичные

методы обучения

Суггестивный

психологическая готовность

нейтральная

активность

Догматический

поверхностная ориентировка

заучивание

сообщающие

Формально-репродуктивный

формальные

знания

понимание, воспроизводящая активность

объяснительно-иллюстративные

Сущностно-репродуктивный

умения

обдумывание, интерпретирующая активность

репродуктивные, решение задач

Продуктивный

творческое мышление

самостоятельный поиск, творческая активность

проблемное обучение

Личностный

личность

коллективный поиск

решение задач, имеющих личный жизненный смысл

ДОГМАТИЧЕСКИЙ тип, берущий свое название от догм (догматов), в виде которых представлено осваиваемое учебное содержание, является давней историей образования. Средневековый катехизис, монастырская зубрежка являются классической формой его проявления. Однако, рецидивы догматического обучения встречаются по сей день, когда делается упор на чистое заучивание определений, механическое запоминание без понимания смысла.

Догматическое обучение стало первым типом, имевшим широкое распространение: потребовалось достаточно много людей, владеющих грамотой, умеющих считать, писать, но не мыслить. Любое отклонение от догм немедленно пресекалось. Единицы из десятка тысяч пробивались сквозь толщу зубрежки к собственному мнению, к истине.

По мере развития средств производства, усложнения трудового процесса и решаемых работником задач потребовалось не исполнение шаблонных действий, а умелая деятельность, применение трудовых приемов в разнообразных ситуациях; вместо придатка машины стал необходим работник понимающий.

РЕПРОДУКТИВНОЕ обучение, нацеленное на максимально быстрое освоение индивидом имеющегося опыта, не требует пояснений, это - наши традиции. Учебные программы, учебники, привычный стиль взаимодействия с учеником, устоявшиеся формы обучения и в первую очередь сам урок, организация кабинетов и всего учебного здания - все это сегодня максимально приспособлено к требованиям данного типа учебного процесса. Репродукция готовила грамотного работника, но исполнителя, не способного создавать новое. Ответом на социальный заказ стала пропаганда проблемного обучения, позже - активных методов обучения. Необходимость продуктивного типа доказывать нет необходимости: у всех на устах развитие творчества, активизация познавательной деятельности. Следует только трезво признать, что антураж сегодняшней школы не меняется со времен основателя дидактики. Урок, крайне неуклюжий с позиций творческой активности, признается в качестве «основной организационной формы обучения. Этот факт нельзя рассматривать как недостаток педагогической практики: из него следует, согласно еще одной закономерности образования, что стрелка социальной потребности еще не указывает на выпускника-творца и продуктивный тип не может быть массовым.

И все-таки ПРОДУКТИВНЫЙ тип - это требование времени, логичный шаг развития педагогической практики. Характерными его особенностями являются самостоятельная, а не организованная преподавателем познавательная деятельность учащегося и творческое мышление как ключевой элемент результата образования. Понятно, почему все современные рекомендации по совершенствованию процесса обучения сходятся на развивающем обучении и использовании активных методов обучения.

Связанные между собой репродуктивная и продуктивная деятельности представляют собой различные ступени одного и того же процесса освоения. В свою очередь и репродуктивную, и продуктивную деятельность можно разделить на более маленькие ступени. Так, В.П. Беспалько предлагает рассматривать освоения как процесс, состоящий из четырех уровней.

Уровень 1 (ученический) – самый простой уровень репродуктивной деятельности. На этом уровне все компоненты задачи известны (цель, ситуация и действия по ее решению). От учащегося требуется только дать заключение о соответствии всех трех компонентов в структуре задачи.

Уровень 2 (алгоритмический) – более сложный уровень репродуктивной деятельности. В задачах, рассчитанных на этот уровень, заданы только цель и ситуация (условия). От учащегося требуется применить ранее усвоенные действия по ее решению.

Уровень 3 (эвристический) является первым уровнем продуктивной деятельности. В задаче этого уровня задана лишь цель, ни ситуация (условия), действия, которые необходимо использовать для достижения поставленной цели, не заданы и неясны. От учащегося требуется уточнить (домыслить) ситуацию и выбрать, какие из ранее усвоенных действий могут подойти для решения данной нетиповой задачи.

Уровень 4 (творческий) – самый сложный уровень продуктивной деятельности. Для деятельности этого уровня характерно отсутствие задач как таковых. Учащийся сам ставит себе цель, формулирует ее, детализирует и далее осуществляет поиск возможных ситуаций (условий) и действий. ведущих к достижению выбранной им цели.

ЛИЧНОСТНЫЙ тип учебно-воспитательного процесса.

Название говорит не о том, что здесь формируется общественный облик (личина) человека, это было в любом типе образования, а о том, что формирование знаний, способов деятельности, мышления используется как средство образования личности, самовыращивания ее в тесном соприкосновении, кооперации с другими. Продукт этого типа - человек не с навязанным нравственным лицом, а индивидуальность, выстроившая себя в творческом социальном взаимодействии с другими.

Suggestio (лат.) - внушение. Известно, что «внушение - форма общения, при которой суггеренд пассивно и непроизвольно, без обдумывания усваивает идеи, высказанные суггестором, и выполняет без борьбы мотивов его задания». Такой уровень нейтральной активности не представляет целенаправленного интереса для организованного обучения, но фактически имеет место. Причиной его является пассивное состояние обучаемого и бессознательное реагирование на происходящее. Что-то остается в подсознании ребенка, и он может впоследствии проявить знакомство с темой. Учебным процессом это можно назвать только в кавычках, и все же мы обозначаем его как самостоятельный тип, так как есть примеры использования его, например, в оригинальном обучении иностранным языкам при тихом нашептывании спящему человеку урока, который он воочию получит утром. Использование подобных состояний для обеспечения психологической готовности к какой-либо деятельности можно назвать СУГГЕСТИВНОЙ технологией.

Поскольку педагогические (образовательные) технологии главным образом призваны обеспечить указанные выше две функции: гарантию результата и перенос опыта необходимо делать акцент на требованиях к технологическому описанию опыта.

1.      Представление цели обучения урока или его фрагмента как опыта деятельности с указанием знаниевого компонента; практических действий; мыслительных операций, которые должен освоить ученик; мотивов включенных в данную деятельность. На различных уровнях освоения содержания компоненты имеют качественное своеобразие и свой ключевой элемент.

2.      Деятельность обучаемого, как центральная в технологии, должна описываться на основе типовой структуры в соответствии с теорией учебной деятельности В.В. Давыдова: Мт (мотивация) - Ц (целеполагание) - И (восприятие информации) - Об (обдумывание) - Л (планирование) - Р (реализация) - К (контроль) – О (оценивание).

Перечисленные опорные моменты образовательной технологии являются и необходимыми, и достаточными для получения аналогичного результата в новых условиях, последующие больше относятся к методическому оформлению.

  1. Деятельность педагога, описываемая методами и формами обучения.
  2. Очень важным является способ представления материала.
  3. Логичным завершением технологического описания является фиксация контролирующих процедур.

Кроме выше перечисленной классификации педагогических технологий есть:

Предметно-ориентированные технологии обучения:

  • технология «полного усвоения»;
  • технология уровневой дифференциации;
  • технология концентрированного обучения;
  • вузовская технология обучения в НПО и др.

Личностно-ориентированные технологии обучения:

  • технология педагогических мастерских;
  • технология модульного обучения;
  • технология обучения, как учебного исследования;
  • технология коллективной мыследеятельности;
  • технология деловых игр;
  • технология учебного проектирования и др.

Для разработки комплекса мы использовали сочетание этих двух классов технологий по принципу совместимости и взаимодополняемости с учетом современных целей профессионального образования.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Чем различаются понятия «методика» и «технология»?
  2. В чем заключается цель педагогической технологии?
  3. Охарактеризуйте качества педагогических технологий.
  4. Дайте характеристику типам учебного процесса.

II. Технологии на основе активизации деятельности учащихся

 Игровые технологии

Принцип активности ребенка в процессе обучения остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

Игра в огромной степени способствует развитию детей. Основой игры является реальная жизнь. Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определенный этап. Игра наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, творчество.

Урок является главным компонентом в школьном обучении и воспитании, формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников. В настоящее время широкое распространение получили нетрадиционные формы уроков, где используются игровые технологии. В своей работе, на уроках географии, использую игры. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес. Он вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество. Новое всегда рождает любопытство и любознательность, при проявлении которых учащиеся стремятся к получению новых знаний. Уроки-игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности. Устанавливается особое общение учителя с учениками.

Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материал.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п.;

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность.

Педагогическая игра обладает существенными признаками:

- четко поставленная цель обучения и воспитания;

- вовлечение всех учащихся класса;

- управление ходом игры;

- сочетание индивидуальной и коллективной работы;

- подведение итогов и оценивание;

- повышение познавательной мотивации учащихся.

По  характеру  педагогического  процесса выделяются следующие группы игр:

- обучающие, тренировочные, контролирующие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные.

Урок-игру можно использовать как при прохождении нового материала, так и для итоговой проверки знаний, для обобщения и повторения. При этом обязательно учитываются возрастные особенности учащихся. Для учащихся среднего звена можно проводить уроки-КВН, телемосты, соревнования, аукционы и т. д. В старших классах проводятся уроки-диспуты, деловые игры, конференции, выборы. Игровые технологии используются и в проведении внеурочных мероприятий. В нашей школе стали традиционными такие игры, как «Вокруг света», «Географическая лихорадка», «Книга джунглей», «Эрудит». В конце учебного года, подытоживая проделанную работу, проводится церемония вручения учащимся званий «Лучший географ», «Лучший знаток карты», а также присуждение символического звания «Магистр географических наук».

Игровые технологии помогают учащимся формировать прочные знания. У учащихся повышается интерес к географии. Приобретенная в школьные годы географическая грамотность - это основа разумного, социально-ответственного поведения человека в окружающем мире.

Классификационные параметры игровых технологий

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: психогенные.

По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.

По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП.

По характеру содержания: все виды + проникающие.

По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.

По организационным формам: все формы.

По подходу к ребенку: свободное воспитание.

По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.

По направлению модернизации: активизация.

По категории обучаемых: массовая, все категории.

Спектр целевых ориентации:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Концептуальные основы игровых технологий

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).

Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).

Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н. Леонтьев).

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

Особенности игровых технологий

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и так учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встроенных в основное содержание обучения.

Методика обучения детей теории музыки В.В.Кирюшина. Эта методика основана на соответствии каждому музыкальному понятию одушевленного персонажа (октава - жирафа, терция - сестрица, диссонанс - злой волшебник и т.п.). Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети с трехлетнего возраста незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Дидактические игры

Дидактические игры это не только средство интеллектуального развития, а также развития познавательных психических процессов, но и игровая форма обучения.

Выделяют  следующие  структурные  составляющие  дидактической игры:

  • дидактическая задача;
  • игровая задача;
  • игровые действия;
  • правила игры;
  • результат.

Дидактическая задача обусловлена целью обучающего и воспитательного воздействия. Игровая задача определяет игровые действия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность перед детьми в виде игрового замысла. Игровые действия (основы игры) связаны с игровым замыслом и исходят из него. Чем они разнообразнее, т.е. чем интереснее игра, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Правила игры содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения и влияют на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Подведение итогов (результат) помогает выявить детей, которые лучше выполнили игровое задание, определить команду-победительницу и т.д. Учитель должен отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Основными функциями дидактической игры является формирование:

- устойчивого интереса к учению; снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

- психических новообразований;

- собственно учебной деятельности ребенка;

- общественных умений, навыков, учебной и самостоятельной работы;

- навыков самоконтроля и самооценки;

- адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Сюжетно-ролевые игры

Идея ролевой игры, взятой в простейшей форме, состоит в обращении к кому-либо с просьбой представить в конкретной ситуации либо себя, либо другое лицо. Основные элементы этой разновидности игр – воображаемая ситуация, сюжет и роль. При планировании ролевой игры должна быть определена игровая задача и намечен конфликт, лежащий в основе сюжета и выстраивающий, движущий собой сюжет. Типичная ошибка, допускаемая на практике, - подмена ролевой игры инсценировкой. Сам по себе этот методический прием интересен, но не является игрой, поскольку исчезают импровизационность, непредсказуемость поворотов в развитии действия, требующие от участников принятия самостоятельных решений; нет в инсценировке эмоционального состояния и непринужденной раскованности играющих.

Если сюжет выбран удачно, а роли распределены правильно, то игра начинает «сама себя играть», планировать можно лишь ее тактику. Обучение, на которое направлена игра, может быть непосредственным или опосредованным: оно связано либо с личным участием ребенка в действии, либо с его наблюдением.

Разыгрывание ролей идеально подходит в ситуациях, когда ученикам нужно освоить новые способы поведения, когда ученикам нужно освоить новые способы поведения, лучше осознать свои собственные возможности и глубже понять позиции других людей. Именно игровая ситуация, прожитая со всей серьезностью и затем обсужденная, позволяет ребенку приобрести значимый опыт.

Ролевые игры должны включать следующие условия:

- реалистичность;

- учебный характер (ситуация предполагает применение знаний, отрабатывание навыков, изучение модели поведения);

- наличие сюжета и интриги для его развития.

Место ролевой игры в структуре уроков может быть самым различным. Продуктивно и интересно перед изучением новой темы предложить ученикам разыгрывать какую-либо реальную ситуацию. Удачно, если получается связать учебное содержание со случаем из жизни кого-то из школьников или знакомых. Наблюдение за игрой и небольшое обсуждение ее хода служат сильнейшими средствами мотивации учеников на обстоятельное изучение новой темы и одновременно вводят их в проблематику. Подобное разыгрывание сюжета, введенное в середину урока, - способ смены темпоритма занятия, иллюстрация учителя.

Если конкретную ситуацию для разыгрывания предлагает учитель (находит ее сам), то он расписывает на карточках роли и информацию для их эффективного представления. Следует давать информацию в том объеме, который необходим для исследования данной проблемы, и не перегружать их лишними деталями или фактами. Надо сообщить основные характеристики персонажа.

Когда игровое действие завершено, его следует обсудить. Если учитель видит, что не все желающие высказались, остались эмоциональные проблемы, он может попросить учеников написать дома сочинение-рассуждение по итогам игры.

Итак, сюжетно-ролевая игра имеет моделирующий характер: дети, разыгрывая тот или иной сюжет, воссоздают (моделируют) взаимоотношения взрослых, постепенно переходя от вычленения внешних предметных действий, характерных для взрослого человека, к вычленению его отношений с другими людьми.

Деловые игры

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо - и социодрама.

Этап

подготовки

Разработка игры

разработка сценария - план деловой игры - общее описание игры - содержание инструктажа - подготовка материального обеспечения

Ввод в игру

постановка проблемы, целей - условия, инструктаж - регламент, правила - распределение ролей - формирование групп - консультации

Этап

проведения

Групповая работа над заданием

работа  с  источниками  -  тренинг  - мозговой  штурм  -  работа   с игротехником

Межгрупповая дискуссия

выступления групп - защита результатов - правила дискуссии - работа экспертов

Этап анализа и обобщения

вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения - рекомендации

Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, не принимаемый, отвергаемый.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Вопросы для самоконтроля:

1.Чем различаются понятия «методика» и «технология»?

2.В чем заключается цель педагогической технологии?

3.Охарактеризуйте качества педагогических технологий.

4.Дайте характеристику типам учебного процесса.

5. Дайте определение игры.

6. Перечислите   и  обоснуйте   основные  характеристики  игровых технологий?

7. Какие  отличительные  особенности  имеют игровые технологии, применяемые в младшем, среднем и старшем возрасте?

8. Перечислите основные особенности дидактических, ролевых, деловых игр.

Глоссарий

Активность – способность проявлять усилия, стремиться к достижению цели.

АРИЗ – это алгоритм решения изобретательских задач, специальная программа пошагового решения задачи в ТРИЗ.

Групповая социализация – этап мастерской, рассмотрение индивидуальных гипотез, мнений, проектов в группе.

Дедукция – этап сверки своего выстроенного умозаключения или другого интеллектуального продукта с образцом; логическое умозаключение от общего к частному; способ изложения, при котором частные положения выводятся из общих, обратное индукции.

Деконструкция – процесс разрушения имеющихся представлений, знаний об изучаемом объекте.

Деятельность – целенаправленная и мотивированная система действий, направленная на преобразование объектов.

Дискуссия - обсуждение противоречия, спор, ведущийся и разрешающийся средствами вербального общения.

Доклад - публичное, развернутое освещение определенной темы.

Знания – достоверный результат познания действительности, адекватное отражение качеств и свойств объекта в сознании человека.

Индивидуальное обучение – форма организации обучения, предусматривающая работу педагога с каждым учеником отдельно.

Индуктор – средство для включения процесса индукции: слова, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, - все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

Индукция (наведение) – этап мастерской, явление актуализации части внутреннего мира участника (воспоминания, ассоциативные ряды, ощущения, эмоции, личный опыт), пробуждение личного интереса, создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого участника, создание личного отношения к предмету обсуждения, мотивационный механизм.

Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.

Информационный проект, который предполагает сбор информации о каком-либо процессе или объекте.

Исследование - это уже научный труд, подвергнувший изучению факт, событие, процесс.

Исследовательский проект – это проект, который предполагает познавательный поиск учащихся, направленный на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением.

Концепция — описание основного смысла деятельности, необходима для получения представления о смысле, миссии и основных направлениях деятельности учреждения.

Концепция – определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности.

Критическое мышление – технология, позволяющая развить свободу мышления, раздвинуть рамки привычного стандарта восприятия мира, научить логически, синтетически мыслить и познавать мир, формируя свою обоснованную мировоззренческую позицию.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Личностно-ориентированное обучение – тип обучения, предполагающий воспитание учащихся как инициативных и активных, способных к творчеству субъектов деятельности; обучение, основанное на учете психологических и социально-педагогических характеристик личности.

Личность – человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности, обладающий сознанием, самосознанием, ответственностью за свое поведение.

Мастерская – синтетическая многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личностно-деятельностный подход.

Мастерство педагогическое – высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты.

Межгрупповая социализация – этап мастерской, защита групповых гипотез.

Мезотехнологии, или модульно-локальные технологии, представляют собой технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, или направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач. Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технологии урока, технологии усвоения, повторения или контроля знаний.

Метатехнологии представляют собой образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень). Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении.

Методика в более узком значении представляет собой микротехнологию: алгоритм, инструкцию, руководство по содержанию и последовательности действий для получения какого-либо локального результата (методика отработки навыка, решения задач, написания сочинений, проведения опытов, методика психолого-педагогических тренингов и т.д.).

Методика преподавания учебной дисциплины - это часть педагогической науки и практики, исследующая закономерности процесса передачи (изложения и усвоения) учащимся дисциплины и разрабатывающая их - применение на практике.

Микротехнологии — это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный уровень).

Мотивация учебной деятельностью – внутреннее побуждение к овладению знаниями и развитию.

Образовательная технология - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому  знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Педагогическая техника – это комплекс профессиональных умений, приёмов взаимодействия с объектом обучения или воспитания.

Педагогическая технология - есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П. Митчелл).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический  инструментарий  педагогического   процесса  (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология - то системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения регулируемых результатов обучения (И.П. Волков).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология - это содержательная учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

Прикладной проект – это проект, который направлен на создание конкретных продуктов деятельности: сценарий школьного вечера, юбилейный выпуск газеты, проект благоустройства школьного двора.

Программа - описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов в будущем.

Проект - представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.

Проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и специфической организацией.

Проект - это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т.д.

Проживание – существование, бытие «здесь и сейчас» в качестве субъекта, то есть носителя деятельности, в рамках предложенной технологии, предполагающей «пребывание в ..», а не «пребывание на..». Проживанию способствует осознанная внутренняя мотивация, внутреннее целеполагание.

Реконструкция – процесс восстановления знания на новом уровне.

Реферат - краткое изложение содержания книги или анализ литературы по освещаемому вопросу, проблеме.

Рефлексия – отражение, воспоминание своего проживания мастерской.

Самоконструкция – этап мастерской, создание собственного интеллектуального продукта: описание собственного опыта, наблюдения, формулирование идеи, гипотезы, проекта, конструирование модели явления, природного объекта, системы взаимосвязей и т.д.

Система (греч. systema - составленное из частей, соединенное) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определённую целостность и единство.

Сонастройка – этап, предваряющий мастерскую; внутренняя настройка участников друг на друга и на изучаемую тему.

Сообщение - это краткое освещение факта, события; известие.

Социализация – этап мастерской, предъявление созданного интеллектуального продукта другим участникам занятия (в паре, в группе, между группами), всему коллективу. Происходит в различных формах: афиширование, устный рассказ, вывешивание работ, показ пантомимы и т.д.).

Суггестивная технология - использование состояний для обеспечения психологической готовности к какой-либо деятельности.

Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

Технология – Techne - искусство, мастерство, умение и -логия - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Основная цель использования ТРИЗ на уроках - дать школьникам возможность увидеть в изучаемых предметах инструменты творчества - доступные, сильные, изящные; выработать представление о том, как может быть использована получаемая на уроках информация.

Литература:

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач.- Петрозаводск: Изд-во "Скандинавия", 2003 185с.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1991.
  3. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии - М.: Педагогика, 1989.
  4. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе. М., 1991.
  5. Галицких Е.О. Дом нашего счастья//Воспитание школьников.-2001.-№ 7.
  6. Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Методическое пособие.-СПб.: «Паритет», 2003.-160с.
  7. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии//Директор школы.-1996.-№ 6.
  8. Ключ Н. Ключ В. ТРИЗ-педагогика// Педагогика.-2001.-№5.
  9. Курбатов Р. Метод проектов//Частная школа.- 1995. -N4.
  10. Метод проектов на уроках литературы//Школьные технологии.-2003.-№ 6.
  11. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.-384с.
  12. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта/Составитель И.А.Мухина.-Выпуск 1.-СПб., 1995
  13. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей -М.,1997.
  14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогов вузов и институтов повышения квалификации.-М., 1998.
  15. Смолкин А.М. Методы активного обучения, М.: Высшая школа, 1991.
  16. Формирование системного мышления в обучении: Учеб.пособие для вузов/под ред.З.А.Решетовой.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-344с.
  17. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.-М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
  18. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.-М.: Педагогическое общество России, 1998.-250с.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.