«Современные образовательные технологии как средство актуализации и развития мотивационных, интеллектуальных и творческих ресурсов личности учащегося и педагога»
В настоящее время в Республике Беларусь идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики. Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие учителя с учащимися. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Усиливается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
- от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
- от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования.
В этих условиях педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Понятие педагогической технологии
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, под образовательной технологией подразумевается комплекс, состоящий из:
- некоторого представления планируемых результатов обучения,
- средств диагностики текущего состояния обучаемых,
- набора моделей обучения,
- критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Поручения по итогам:
- Изучить материалы учебно-методического кабинета «Современные образовательные технологии», организовать информирование педагогических работников по данной теме и рассмотреть их на заседаниях методических формирований учреждения образования.
До 05.05. 2017 г.
- Оформить и представить на сайте учреждения образования в разделе «Методическая копилка/адреса передового опыта» систематизированную информацию об используемых педагогами учреждения современных образовательных технологиях согласно классификации (приложение: перечень технологий)
До 19.05. 2017 г.
- Обеспечить участие представителей учреждений образования в районном ресурсном центре «Современный педагог – современные техноолгии» для освещения и популяризации продуктивного педагогического опыта использования образовательных технологий.
С 01.09.2017 г.
- Информировать учебно- методический кабинет (Наумович О.В.) о предполагаемых представителях учреждения образования для включения в районный ресурсный центр «Современный педагог – современные технологии»
С 01.05.2017 г.
- Обеспечить участие в районном конкурсе дидактических разработок «Мой лучший урок с использованием современных образовательных технологий»