Глоссарий
Активность – способность проявлять усилия, стремиться к достижению цели.
АРИЗ – это алгоритм решения изобретательских задач, специальная программа пошагового решения задачи в ТРИЗ.
Групповая социализация – этап мастерской, рассмотрение индивидуальных гипотез, мнений, проектов в группе.
Дедукция – этап сверки своего выстроенного умозаключения или другого интеллектуального продукта с образцом; логическое умозаключение от общего к частному; способ изложения, при котором частные положения выводятся из общих, обратное индукции.
Деконструкция – процесс разрушения имеющихся представлений, знаний об изучаемом объекте.
Деятельность – целенаправленная и мотивированная система действий, направленная на преобразование объектов.
Дискуссия - обсуждение противоречия, спор, ведущийся и разрешающийся средствами вербального общения.
Доклад - публичное, развернутое освещение определенной темы.
Знания – достоверный результат познания действительности, адекватное отражение качеств и свойств объекта в сознании человека.
Индивидуальное обучение – форма организации обучения, предусматривающая работу педагога с каждым учеником отдельно.
Индуктор – средство для включения процесса индукции: слова, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, - все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
Индукция (наведение) – этап мастерской, явление актуализации части внутреннего мира участника (воспоминания, ассоциативные ряды, ощущения, эмоции, личный опыт), пробуждение личного интереса, создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого участника, создание личного отношения к предмету обсуждения, мотивационный механизм.
Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.
Информационный проект, который предполагает сбор информации о каком-либо процессе или объекте.
Исследование - это уже научный труд, подвергнувший изучению факт, событие, процесс.
Исследовательский проект – это проект, который предполагает познавательный поиск учащихся, направленный на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением.
Концепция — описание основного смысла деятельности, необходима для получения представления о смысле, миссии и основных направлениях деятельности учреждения.
Концепция – определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности.
Критическое мышление – технология, позволяющая развить свободу мышления, раздвинуть рамки привычного стандарта восприятия мира, научить логически, синтетически мыслить и познавать мир, формируя свою обоснованную мировоззренческую позицию.
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Личностно-ориентированное обучение – тип обучения, предполагающий воспитание учащихся как инициативных и активных, способных к творчеству субъектов деятельности; обучение, основанное на учете психологических и социально-педагогических характеристик личности.
Личность – человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности, обладающий сознанием, самосознанием, ответственностью за свое поведение.
Мастерская – синтетическая многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личностно-деятельностный подход.
Мастерство педагогическое – высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты.
Межгрупповая социализация – этап мастерской, защита групповых гипотез.
Мезотехнологии, или модульно-локальные технологии, представляют собой технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, или направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач. Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технологии урока, технологии усвоения, повторения или контроля знаний.
Метатехнологии представляют собой образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень). Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении.
Методика в более узком значении представляет собой микротехнологию: алгоритм, инструкцию, руководство по содержанию и последовательности действий для получения какого-либо локального результата (методика отработки навыка, решения задач, написания сочинений, проведения опытов, методика психолого-педагогических тренингов и т.д.).
Методика преподавания учебной дисциплины - это часть педагогической науки и практики, исследующая закономерности процесса передачи (изложения и усвоения) учащимся дисциплины и разрабатывающая их - применение на практике.
Микротехнологии — это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный уровень).
Мотивация учебной деятельностью – внутреннее побуждение к овладению знаниями и развитию.
Образовательная технология - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
Педагогическая техника – это комплекс профессиональных умений, приёмов взаимодействия с объектом обучения или воспитания.
Педагогическая технология - есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П. Митчелл).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Педагогическая технология - то системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения регулируемых результатов обучения (И.П. Волков).
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
Педагогическая технология - это содержательная учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
Прикладной проект – это проект, который направлен на создание конкретных продуктов деятельности: сценарий школьного вечера, юбилейный выпуск газеты, проект благоустройства школьного двора.
Программа - описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов в будущем.
Проект - представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.
Проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и специфической организацией.
Проект - это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т.д.
Проживание – существование, бытие «здесь и сейчас» в качестве субъекта, то есть носителя деятельности, в рамках предложенной технологии, предполагающей «пребывание в ..», а не «пребывание на..». Проживанию способствует осознанная внутренняя мотивация, внутреннее целеполагание.
Реконструкция – процесс восстановления знания на новом уровне.
Реферат - краткое изложение содержания книги или анализ литературы по освещаемому вопросу, проблеме.
Рефлексия – отражение, воспоминание своего проживания мастерской.
Самоконструкция – этап мастерской, создание собственного интеллектуального продукта: описание собственного опыта, наблюдения, формулирование идеи, гипотезы, проекта, конструирование модели явления, природного объекта, системы взаимосвязей и т.д.
Система (греч. systema - составленное из частей, соединенное) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определённую целостность и единство.
Сонастройка – этап, предваряющий мастерскую; внутренняя настройка участников друг на друга и на изучаемую тему.
Сообщение - это краткое освещение факта, события; известие.
Социализация – этап мастерской, предъявление созданного интеллектуального продукта другим участникам занятия (в паре, в группе, между группами), всему коллективу. Происходит в различных формах: афиширование, устный рассказ, вывешивание работ, показ пантомимы и т.д.).
Суггестивная технология - использование состояний для обеспечения психологической готовности к какой-либо деятельности.
Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.
Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.
Технология – Techne - искусство, мастерство, умение и -логия - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Основная цель использования ТРИЗ на уроках - дать школьникам возможность увидеть в изучаемых предметах инструменты творчества - доступные, сильные, изящные; выработать представление о том, как может быть использована получаемая на уроках информаци