Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников
Скоро в школу! Седьмой год жизни - ответственный и трудный.
Вы, конечно, беспокоитесь: справится ли ваш малыш со всеми трудностями. А ведь это во многом зависит от вас, дорогие родители. Семья - это тыл за спиной ребёнка. Хотите, чтобы ребёнок хорошо учился, да при этом был бодр, весел и здоров, - помогите ему! Подготовка к школе - это не только обучение грамоте или счёту. Потребуется заранее немало усилий - зато и результат порадует вас!
Прежде всего, до начала учёбы укрепляйте здоровье будущего ученика. Обязательно обратите внимание на состояние носоглотки, необходимо проверить слух, зрение.
На седьмом году жизни ваш ребёнок обязательно должен правильно произносить все звуки родного языка, фразы - чётко и внятно, различной громкости, в зависимости от конкретной ситуации. Под силу будущему первокласснику: произвольно менять темп речи (медленнее или быстрее), владеть нормами литературного произношения, пользоваться побудительной, вопросительной и восклицательной интонацией.
Часто дети заменяют звуки потому, что ошибаются при их различении на слух. Чтобы достичь правильного произношения, необходимо развивать у ребёнка умение дифференцировать (различать) звуки. Вполне возможно, что ему в этом поможет правильное произношение мамы.
У некоторых детей всё-таки могут быть нарушения звукопроизношения, чаще всего это касается шипящих, свистящих. Звуков «Р» и «Л», иногда недостаточно чётко произносятся слова, особенно если ребёнок говорит слишком быстро. Так как произношение звуков и их различение на слух тесно связаны, занимаясь одним, нельзя упускать из виду и второе.
Обратите внимание на словарный запас. В словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, больше времени находить для общения с ребёнком, а в-третьих, заниматься с ним.
Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать проблемы, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Прежде всего, надо запастись пластилином для лепки - лепка замечательно воздействует на мелкую моторику. Такие упражнения, как застёгивать и расстёгивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (но только без ущерба для одежды, на специальном материале). Полезно развязывание узелков на шнурках, раскрашивание, рисование (фломастеры не рекомендуются), графические упражнения (штриховка), нанизывание бус, бисероплетение, собирание пазлов, мозаики.
Тонкая моторика тесно связана с уровнем физического развития ребёнка. Поэтому необходимо дать будущему первокласснику возможность активно двигаться, бывать на воздухе, разумно заниматься спортом.
Особенно внимательными нужно быть к тонкой моторике в том случае, если у ребёнка недостаточно развита речь. Уровень развития речи и качество моторики взаимосвязаны. Любые упражнения для тренировки тонкой моторики стимулируют развитие речи.
Правильное дыхание — правильная речь
Есть повод для беспокойства, если:
1.Ребенок дышит ртом.
2.У ребенка поверхностное дыхание.
3.Ребенок не может произнести фразу из 3-4 слов на одном выдохе и добирает воздух.
4.У ребенка воздушная струя недостаточной интенсивности.
Указанные симптомы могут говорить о недостаточности дыхательной системы, участвующей в речевом акте, и необходимости ее тренировать.
Что делать? Скорая родительская помощь
Правильное дыхание очень важно для речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. При развитии диафрагмального речевого дыхания используются различные предметы.
♦ Конфетти. Это мелкие разноцветные кружочки, содержащиеся в хлопушках или сделанные с помощью обыкновенного дырокола из цветной бумаги. Ребенку предлагается подуть на белые конфетти и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес.
♦ Пластмассовые или бумажные кораблики, емкость, наполненная водой. Перед ребенком стоит задача дуть на кораблики, находящиеся в тазу (или другие плавучие легкие предметы - очень хорошо для этой цели использовать пласт-массовые яйца от «киндер-сюрпризов»). Можно устроить соревнование: чей кораблик дальше уплывет.
♦ Бумажные бабочки, птички, самолетики подвешивают на нитках, на леске, располагают на различных поверхностях (стол, подоконник). Они нужны в логопедической практике для отработки длительного плавного выдоха.
♦ Шарики для пинг-понга, шарики марблс, карандаши, ватные шарики. Все это можно использовать для перемещения по столу с помощью выдыхаемой струи воздуха. Если соорудить ворота из конструктора и пытаться загнать эти предметы в ворота - получится импровизированный футбол. Можно ввести и соревновательный момент: «Кто быстрее загонит шарик (карандаш) в ворота».
♦ Прозрачные пластмассовые стаканчики, наполненные водой, трубочки для коктейлей. Это атрибуты занимательной игры «Бульбульки». Нужно взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налить много воды, почти до краев, а в другой - чуть-чуть. В стаканчик, где много воды нужно, дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Нужно обязательно обратить внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьми-те разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.