ПАМЯТКА УЧИТЕЛЯМ-ПРЕДМЕТНИКАМ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕФЛЕКСИВНЫХ МЕТОДИК
Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап-анализ своего настроения, анализ своих успехов
2 этап-анализ работы одноклассников
3 этап-анализ работы группы как своей, так и других.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:
- цель занятия;
- содержание и трудности учебного материала;
- тип занятия;
- способы и методы обучения;
- возрастные и психологические особенности учащихся.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала;
- рефлексия как способ обратной связи.
Классификация |
Приемы |
Предполагаемый результат |
Рефлексия настроения и эмоционального состояния |
Приёмы: цветопись, букет настроения, дерево чувств, художественные изображения, картина, музыкальный фрагмент, эмоциональное состояние, настроение телом, карточки с изображением лица, показ большого пальца вверх или вниз, гномики, маятник настроения. |
Формирование благоприятного микроклимата на уроке, снижение уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации здоровьесберегающей технологии. |
Рефлексия деятельности |
Приёмы: лесенка успеха, наряди ёлку, дерево достижений, солнышко. |
Рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом). Рост активности каждого учащегося. |
Рефлексия содержания учебного материала
|
Приемы: незаконченное предложение, (я не знал… - теперь я знаю…). выбор афоризма, точка зрения, достижение цели, дерево цели, отношение к проблеме, умозаключение, кластер, синквейн, работа с текстом, работа с фрагментом фильма.
|
Рост уровня осознания содержания пройденного материала. Развитие речи учащихся ( речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной). Учащиеся размышляют, не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили. Информацию могут передавать в более сжатой форме, выявляя основное. Могут рефлектировать в письменной форме, более подробно излагая свои мысли. Формирование и развитие новых способов самовыражения учащихся. Повышение мотивации учения, получения новых знаний. Рост активности каждого учащегося.
|
Рефлексия как способ обратной связи |
Приемы: тесты, сочинения, стихотворения, эссе, размышления над вопросами, составление таблицы, многоточие, открытый финал. |
Стимулирование речемыслительной деятельности учащихся. Возможность нового взгляда учащихся на проблему. Формирование и умение выдвигать свои предположения, гипотезы развития событий. Развитие гипотетического мышления учащихся. |
Приемы рефлексивной деятельности
Выбор приёмов зависит от конкретной цели проводимой рефлексии.
«Запрет»
Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п.
В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную, позитивную рефлексию над своим опытом.
«Дерево цели»
Для стимулирования мотивации. На листе ватмана изображено дерево. Каждый ученик прикрепляет листочек зелёного цвета. На одной стороне учащиеся пишут свою личную цель - чтобы он хотел узнать, понять, какую информацию получить по данной теме. В конце прохождения темы каждый ученик пишет на своем листке, достиг ли он цель частично или полностью
«Мнение»
При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже в первом классе предлагается высказать свое мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по следующим критериям:
1. Громко – тихо.
2. С запинками – без запинок.
3. Выразительно – нет.
4. Понравилось – нет.
При этом, в первую очередь, отмечаются положительные моменты в ответе учащегося, а о недочётах дети высказываются с позиции пожеланий. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.
«Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
«Яблоня»
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
«Мишень»
«Пик взаимопонимания»
Настроение изображено в виде ступеньки .Первая - настроение крайне скверное. Вторая - плохое. Третья - хорошее. Четвертая - уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение.
«Звездочки»
На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.
«Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
«Смайл»
Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся на планшетах или листах рисуют «смайлы», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.
«Светофор»
Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да ( понравилось, получилось).
«Пятерочка – 1»
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
«Пятерочка – 2»
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
«Слон»
Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.
Уши - значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух;
глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно;
хобот – знания, которые вы приобретаете;
голова – это мыслительные процессы;
посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой;
ноги тонкие – неуверенность.
«Дело в шляпе»
Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.
«Плюс – минус – интересно»
В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
«Синквейн»
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
«Итог урока»
• Что на вас произвело наибольшее впечатление?
• Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?
• Что нового вы узнали на уроке?
• Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?
* что я делаю?
* зачем я делаю?
* как я делаю?
* что нового я узнал?
* каким способом я это узнал?
* чему я научился?
«Экспертная комиссия»
В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.
«10 баллов»
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
„Я“ 0________10
„Мы“ 0________10
„Дело“ 0________10
«Эссе. Завтра контрольная»
Прием эссе перед контрольной или самостоятельной работой, с целью выявления готовности учащихся, пробелов в знаниях, их переживаниях. Для эссе можно заранее подготовить вопросы.
«Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
«Письменное интервью»
Вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.
«Комплимент»
Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
«Кластеры»
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы. По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, учитель на уроке. В качестве результатов могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.
«Букет настроения»
В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то - голубой».
Можно предложить детям более широкий спектр цветов: красный, жёлтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзину или вазу.
«Рефлексия одного из участников группы»
Один ученик анализирует свою работу и работу группы. Такой способ организации рефлексии заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений. Как только кто-то скажет: "я делал так, потому, что считал, что …" - в этот момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: "А я считаю так же или иначе?".
«Мозговой штурм»
Выбор действий для достижения цели задания. Обсуждение результатов и достижений в совместной работе. Выделение причин неудач в работе и способов их преодоления.
«Круглый стол»
Совместное обсуждение всей работы группы. Выводы и предложения.
«Творческий отчет»
Рефлексия проводится в необычной форме (в форме игры, выставки, рисунков). Готовит творческий отчет один участник группы или несколько ребят.
«Рефлексия себя в проекте»
Осуществляется при помощи таблицы и условных обозначений. (Ребята оценивают свою работу с позиции Я. Мы, Дело. По итогам работы над проектом дети оценивают: Я - как работал, был активен? (хорошо, средне, плохо). Какой внес вклад в работу над проектом? Мы - насколько эффективно смогли работать вместе, чего достигли в совместном обсуждении? Дело – насколько продвинулось? Узнал ли больше?).
- осознавание собственных дефицитов и возможных способов их преодоления.
«Горячий стул»
Учащиеся по кругу (по цепочке) отвечают на вопросы, передавая из рук в руки какой-либо предмет. Вопросы могут быть следующими:
-Что нового ты узнал?
-Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?
-Какие знания, умения, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
-Где во время работы ты чувствовал себя успешным, и у тебя всё получалось хорошо?
-О чем ты думал во время работы?
-Какие формы работы ты использовал (читал, искал дополнительную информацию, записывал, обсуждал, внес идею и т.д.)?
-Что тебе понравилось при работе больше всего?
Данный набор вопросов можно менять в зависимости от особенностей группы. Учащиеся также могут высказать иную точку зрения относительно работы над заданием, не отраженную в вопросах.
Эмоционально – художественная рефлексия
Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
Эмоционально – музыкальная рефлексия
Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
«Что ты чувствуешь сейчас?»
Учащиеся 3 – 4 классов могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует расширению лексического запаса.
«Рефлексивный экран»
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
«Фразеологизмы»
Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:
- каша в голове
- ни в зуб ногой
- светлая голова
«Острова»
Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.
«Ресторан»
Позволяет получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Используется лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
«Химс»
Позволяет получить обратную связь от учеников от прошедшего урока по следующим вопросам:
• Хорошо…
• Интересно…
• Мешало…
• Возьму с собой…
Каждый участник должен откровенно ответить на вопросы, включая вопросы о своём самочувствии, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.
«Уборка в доме»
Получение обратной связи от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.
Используются три листа большого формата с рисунками, фломастеры.
К стене прикрепляются три больших листа. На первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.
На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять.
На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.
На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.
Рефлексия "Благодарю…"
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
«Фразы»
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.
«Поляна»
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
«Анкета-1»
Предлагается заполнить по результатам выполнения конкретного задания, например, проверочной работы.
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что __________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось _____________________________________________________________
Я думаю, это потому, что _____________________________________________________________
Самым интересным было _____________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее _____________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее _____________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя _____________________________________________________________
«Сотрудничество»
Внимательно прочитай приведенные ниже утверждения и отметь знаком V, насколько ты согласен с данным утверждением.
Утверждение |
Абсолютно согласен |
Согласен |
Частично согласен |
Не согласен |
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий группы |
|
|
|
|
Я внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы |
|
|
|
|
Если я не согласен с чем-то, я не спорю, а предлагаю другое решение |
|
|
|
|
Я помогаю участникам группы, когда они нуждаются во мне |
|
|
|
|
Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними |
|
|
|
|
Когда мы сталкиваемся с проблемами, я стараюсь искать выход, а не предлагаю прекратить работу |
|
|
|
|
Я стараюсь услышать прежде всего то, что участник группы хочет предложить, а не ищу ошибки в его или ее высказывании |
|
|
|
|
«Палитра»
Палитра |
Закрасьте каждое поле цветом палитры, соответствующим значению ответа |
||||
Уровень достижения результата |
Умение планировать работу |
Умение принимать решения |
Умение работать в группе, готовность к сотрудничеству |
Умение применять полученные знания, ответственность за конечный результат |
|
я могу |
|
|
|
|
|
я с трудом могу
|
|
|
|
|
|
я не умею, но хотел бы научиться
|
|
|
|
|
|
«Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок |
Я на уроке |
Итог |
Интересный |
Работал |
Понял материал |
Скучный |
Отдыхал |
Узнал больше, чем знал |
Безразличен мне |
Помогал другим |
Не понял |
«Анкета-2»
На уроке я работал |
активно / пассивно |
Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
Урок для меня показался |
коротким / длинным |
За урок я |
не устал / устал |
Мое настроение |
стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был
|
понятен / не понятен полезен / бесполезен |
Домашнее задание мне кажется
|
легким / трудным интересным / не интересным |
«Незаконченное предложение»
В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. Варианты:
- "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
- "На этом уроке меня порадовало…";
- "Я похвалил бы себя…";
- "Особенно мне понравилось…";
- "После урока мне захотелось…";
- "Я мечтаю о …";
- "Сегодня мне удалось…";
- "Я сумел…";
- "Было интересно…";
- "Было трудно…";
- "Я понял, что…";
- "Теперь я могу…";
- "Я почувствовал, что…";
- "Я научился…";
- "Меня удивило…" и т. п.
Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал… |
активно / пассивно |
"Благодарю…"
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
"А напоследок я скажу".
Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:
- Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
- Что не оправдалось и почему?
- Мои и наши перспективы?
"Ассоциация".
Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному - два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.
Таблица №1. Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности
Этап учебной деятельности |
Цель |
Содержание |
Варианты вопросов |
Этап организационного момента и целеполагания |
обеспечивает побуждение учащихся к деятельности |
выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков. |
Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.
С чего вы начнёте? |
На этапе актуализации ЗУН учащихся |
Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности |
каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания |
|
В начале работы по теме урока содержательная рефлексия |
Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы. |
самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности |
Как поможет вам работа в парах?
|
На завершающем этапе |
Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой |
Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение. |
- Что дала вам работа в парах? - Помогла вам такая форма работы понять и запомнить степени сравнения прилагательных? - Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться? «Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?». |
Классификация |
Этап урока |
Задачи |
Приемы |
Вопросы |
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
|
в начале урока |
установления эмоционального контакта с группой |
Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). |
|
в конце деятельности. |
Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы |
|||
Рефлексия деятельности |
на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ |
осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных |
прием «лестницы успеха». графического организатора «рыбья кость» |
|
в конце урока |
оценить активность каждого на разных этапах урока, Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) |
|||
Рефлексия содержания учебного материала |
Этап изучения учебного материала |
выявления уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. |
прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта, прием синквейна |
|