Занятие "Обида"
Цель: обучение приемам овладения и отреагирования чувства обиды.
Задачи:
1) способствовать углублению процессов самораскрытия учащихся;
2) способствовать отреагированию чувства обиды;
3) обучить навыкам психологической саморегуляции и трансформации негативных переживаний в положительные эмоциональные состояния.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, пластилин, бисер, ленты, цветные пуговицы, релаксационная музыка, презентация «Хорошее настроение».
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Передай улыбку» 2 минуты
Участники стоят в круге. По часовой стрелки, начиная с ведущего, по очереди поворачивают голову к стоящему рядом и улыбаются.
2. Вводная часть 3 минуты
Психолог: Прошу, ребята, занять свои места. Мы с вами переживаем самые различные чувства, как позитивные, так и негативные. Среди этих чувств, живущих в ваших домах есть чувство:
- похожее на черничный сок, прольешь, а отстирать трудно;
- это реакция человека на предательство, вранье, когда близкий не помог в трудной ситуации;
- плохое настроение после того, как человек, которому доверяешь, тебя подставил;
- негативное чувство одного человека к другому за какой-то поступок, после чего на душе остается осадок;
- внутренне состояние души, когда человек угнетен чем-то, на всех зол, когда кроме себя никому нельзя доверять;
- это чувство, которое возникает, когда близкий человек не оправдал твоего доверия или не хочет тебя понять;
Это негативное чувство, мешающее человеку радоваться жизни и быть счастливым, чувство -…… (обиды)
Именно об этом чувстве пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии.
Основная часть
Арт-терапия «Скульптура Обиды» 7 минут
Психолог: Каждый из нас испытывал чувство обиды и имеет свое представление об этом чувстве. Сейчас я предлагаю выразить это чувство не вербально, а путем растирания пластилина на картоне. Вашу работу будет сопровождать музыка, которая поможет вам точнее выразить свои представления. Итак, приступаем к работе.
Каждый участник начинает с помощью пластилина выражать чувство обиды.
После завершения работы, каждый участник рассказывает о своей обиде.
Обсуждение: Почему для выражения обиды выбрали эти цвета? Что чувствовали во время работы? Что чувствуете сейчас? Какая обида на ощупь? Какая обида на вкус?
Моделирование обиды 7 минут
В воду в прозрачном кувшине добавляем лимонную кислоту, перец, соль, специи, все хорошо перемешиваем. А теперь каждому из нас плеснем немного обиды в стаканчик.
Психолог: Что станем делать с этой жидкостью?
1. Обиду можно выпить (проглотить).
- Как будем чувствовать себя в этом случае? (может быть, когда-нибудь переварится сама по себе)
2. Обиду можно выплеснуть на обидчика (берется стакан и выплескивается на голову игрушечного кота)
- Что вы почувствуете при этом? (может быть временное облегчение, но данное поведение может привести к затянувшемуся конфликту)
3. Ничего не делать, ждать пока испарится, но при этом обиду придется все время носить с собой
4. Обиду можно выплеснуть куда-нибудь в никуда (стакан с водой выливается в угол, на пол)
Психолог: Какой способ самый лучший? Почему?
Вывод: Выплескивание обиды в никуда - это отреагирование негативного состояния.
Психолог: Для этого может быть использован комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения и мышечного зажима.
Психолог: Мы определили, какая обида на цвет и вкус. Как вы думаете, где, в какой части тела селится обида?
Отреагирование негативного состояния
Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения и мышечного зажима 10 минут
Нижняя часть ног. Ступни ног плотно стоят на полу. Сначала, не отрывая пальцев, подними максимально высоко пятки. Задержи их в таком положении и расслабь. Через 5–10 секунд повтори упражнение.
Грудная клетка. Сделай глубокий вдох, как бы вдыхая весь воздух, который тебя окружает. После небольшой задержки дыхания выдохни. Обрати внимание на разницу в ощущениях между периодами энергичного напряжения на вдохе и расслабления на выдохе. Старайся почувствовать ощущение тепла внутри туловища, в верхней части живота, которое появляется сразу после полного выдоха.
Руки. Сожми плотно кисти в кулаки. Сделай это настолько сильно, насколько возможно. После нескольких мгновений напряжения расслабь их. Для расслабления противоположной группы мышц максимально широко раздвинь пальцы, задержи их в таком положении, сбрось напряжение. По ходу выполнения упражнений и в паузах между ними прислушайся к возникающим ощущениям, зафиксируй момент потепления и возникновения приятной тяжести в руках.
Плечи и шея. Упражнение состоит в пожимании плечами в вертикальном направлении. Мысленно попытайся достать до мочек ушей кончиками плеч. После сильного напряжения мышц расслабься. Сконцентрируй внимание на возникающих ощущениях размягченности, тепла.
Лицо.
Крепко сомкни веки, так крепко, как будто в них попало мыло. Расслабив мышцы, ты почувствуешь, как глазные впадины наполняются тягучим теплом, в котором тонут неприятные ощущения усталости, боли, перенапряжения.
Обсуждение: Что мы чувствуем? Что чувствовали в процессе упражнения? Что чувствуете теперь?
Трансформация обиды 7 минут
Психолог: Возвращаемся к плодам своей деятельности, т.е к обиде из пластилина.
-Что чувствуете, когда смотрите на это произведение?
- Что при этом хочется сделать?
Далее психолог предлагает учащимся трансформировать «скульптуру» обиды, сделать ее более позитивной.
Психолог: Используя цветной пластилин, бусинки, перышки, пуговицы творим чудеса и создаем шедевр мирового искусства, даем волю нашим новым чувствам и эмоциям.
Фоном звучит релаксационная музыка.
Психолог: Давайте посмотрим, что за чудо у вас получилось?
Обсуждение: что чувствовали, когда выполняли работу? Как назвали композицию и почему? Что чувствуете сейчас?
Психолог: Для того чтобы место обид не заняло другое негативное настроение, необходимо заполнить его позитивом и хорошим настроением.
Презентация «Хорошее настроение» 3 минуты
Психолог: вот теперь мы с уверенностью можем сказать, что чувство обиды мы побороли. А если у кого-то и остались ее частички, то теперь вы знаете способы отреагирования обиды и можете всегда ими воспользоваться.
3. Рефлексия 5 минут
Каждый учащийся высказывается:
Что было сегодня трудно?
Что было полезно?
Что было интересно?
Ритуал прощания «Аплодисменты» 2 минуты