СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ | ССУЗЫ МИНСКА И МИНСКОЙ ОБЛАСТИ | |
СОВЕТЫ УЧАЩИМСЯ | СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА | |
Проект по профориентации
"Путёвка в жизнь"
Пояснительная записка.
«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.
Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду;
оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни»
К.Д. Ушинский.
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор стратегии жизни, карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в детском доме, привести ее в соответствие с требованиями времени.Этим задачам отвечает предлагаемый проект по профориентации «Путевка в жизнь»».
Необходимость формирования у девятиклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Воспитанники выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20—30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих:
· 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен,
· 17 %— по совету родственников,
· 9% — под влиянием средств массовой информации.
· 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому.
· 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.
Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому,необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.
В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,
- что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
- что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
- что он может (возможности и способности),
-что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Необходимо создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта. Этому, безусловно, способствует организация социально-значимой деятельности. Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «Профессии которые мы выбираем» , который предлагается воспитанникам 9 –х классов в рамках предпрофильной подготовки.
Цели проекта:
- формирование профессиональной готовности будущих выпускников,
- оказание помощи будущим выпускникам в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.
- формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.
Задачи:
- осознание своих желаний и возможностей;
- исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
- ознакомление с основными принципами выбора профессии;
- знакомство с особенностями современного рынком труда;
- составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными.
Организация занятий «Путевка в жизнь» опирается на использование следующих важных принципов:
- свободного выражения своего мнения;
- взаимоуважения;
- доверительности;
- обратной связи;
- безоценочности.
Особенности организации:
Место проведения занятий: группа, компьютерный кабинет, выездные экскурсии , диагностические центры.
Продолжительность проекта : учебный год
Методы:
- лекционный метод передачи знаний;
- психодиагностические методы исследования личности;
- методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориетационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
- Выездные экскурсии.
Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:
1.Информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;
2.Информация об отдельных профессиях или группах профессий.
Воспитанники должны знать:
· значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
· понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
· правила выбора профессии;
· понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда;
· понятие о психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
Воспитанники должны уметь:
· соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
· составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
· использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;
· анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;
· классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке: “профессия”, “специальность” и др.);
· пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Результат: составление индивидуального (личного) профессионального плана каждым воспитанником.
Паспорт проекта
«Путевка в жизнь» |
|
Основания для разработки проекта |
Кодекс Республики Беларусь об образовании, Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016 - 2020 годы, Программа воспитания на 2016-2020 годы, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МО РБ о проведении профориентационной работы в учреждении образования |
Разработчик проекта |
Заместитель директора ВР Богуславская Е.А. |
Категории участников проекта |
Учащиеся 1-9 классов, педагоги, родители. |
Цели проекта |
|
Задачи проекта |
профессии;
или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными. |
Срок реализации |
Сентябрь 2019г – сентябрь 2021 г. |
Этапы реализации |
1 организационный этап – Цель: подготовка условий профориентационной работы Задачи: 1. изучить нормативную базу. 2. разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации воспитанников. 3. проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 4. подобрать диагностические методики по основным направлениям программы 5. составление плана по реализации проекта 2 практический этап запуск реализации проекта: -проведения мониторинга в целях определения эффективности проекта (на начало, промежуточный мониторинг); Задачи: 1.Отработать наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2.Обогащать содержание профпросвещения. 3. Расширять и укреплять связи и отношения детского дома с учреждениями города. 6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности. 7. Проводить мониторинг реализации проекта. 8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города. 3 заключительный этап – обобщение опыта работы; Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: 1.Обобщить результаты работы, дать анализ проектной деятельности. 2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3. Планирование перспективы работы с учётом полученных результатов на следующий период. |
Ожидаемые конечные результаты |
Успешный самостоятельный выбор профессии каждым выпускником осознано. |
План реализации проекта.
Тема занятия |
Срок проведения |
Ответственные |
|
Создание банка данных об учебных заведениях Минского района, г.Минска |
Педагог социальный |
||
Организация тематических выставок по профориентации воспитанников в библиотеке «В мире профессий», «Все работы хороши». |
В течении года |
Библиотекарь |
|
Школа практической помощи « Познай самого себя» |
Сентябрь 2019 года |
Психолог |
|
Беседа «Мир моих увлечений» |
Сентябрь 2019 года |
Психолог |
|
Лекторий « Мои способности и возможности» (Возрастные особенности воспитан-ников юношеского возраста ) |
Сентябрь 2019 |
Классные руководители 8- классов |
|
Викторина по профориентации «Желания и потребности» |
Октябрь 2019 |
Классные руководители |
|
Час общения: «Как правильно выбрать профессию (Понятие о профессии и специальности..) |
октябрь 2019 |
Педагог социальный |
|
Дискуссия «В мире профессий» (Общий обзор классификации профессий.) |
октябрь |
Классные руководители |
|
Тренинг самопознания «Воспитываем себя» |
октябрь |
Педагог-психолог |
|
Конкурс рисунков «Моя профессия» |
ноябрь |
Педагог-организатор |
|
Беседа «Какие бывают профессии?» |
ноябрь |
Классные руководители |
|
Дискуссия «Почему человек становится лучше, когда трудится» |
ноябрь |
Классные руководители |
|
Родительское собрание: «Отчего зависит выбор профессии? Быть полезным себе и людям». |
декабрь |
Педагог- психолог |
|
Конкурс рисунков «Моя любимая профессия». |
декабрь |
Педагог-организатор |
|
Лекторий «Профессии, которые выбирают наши дети» |
Январь 2020 |
Педагог-психолог |
|
Тестирование «Коммуникативно- – организаторские склонности». |
Январь 2020 |
Педагог-психолог |
|
Час общения «Планирование профессионального пути.» |
Февраль 2020 |
Классные руководители |
|
Деловая игра «Я и моя будущая профессия» |
Февраль 2020 |
Педагог социальный |
|
Обзор презентаций «Профессии людей».(«Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» по Е. А. Климову) |
Февраль 2020 |
Педагог-психолог |
|
Тренинг самопознания «Учитесь властвовать над собой» |
Март 2020 |
Педагог-психолог |
|
Час общения « Как избежать ошибок при выборе профессии». (Формула выбора профессии.) |
Март 2020 |
Классные руководители |
|
Единый День профориентации-Профориентационный час «Путь познания», Деловая игра « Собеседование при приёме на работу» Тренинг самопознания «Что значит быть взрослым?» |
20 марта 2019 |
Педагог-психолог, классные руководители |
|
Тренинг самопознания « Что в человеке самое главное» |
Апрель 2020 |
Педагог-психолог |
|
Диспут «Что такое цель жизни?» |
Апрель 2020 |
Классные руководители |
|
Посещение ССУЗОВ Минского района |
Апрель 2020 |
Администрация , классные руководители |
|
Встреча с людьми разных профессий «Человек трудом славен». |
Апрель 2020 |
Администрация , педагог социальный |
|
« Образование и карьера» -посещение сайтов учреждений образования |
Май 2020 |
Классные руководители |
|
Конкурс эссе « Моя будущая профессия» |
Май 2020 |
Учителя-предметники |
|
Экскурсии на предприятия: |
|||
1Экскурсия на предприятие микрорайона |
Сентябрь 2019 |
Классные руководители |
|
2.Экскурсия на предприятие «БЕЛАЗ» |
Сентябрь 2019 |
Классные руководители |
|
3.Экскурсия на почту «Встреча с почтальоном» - знакомство с профессиями работников почты |
Октябрь 2019 |
Классные руководители |
|
4.Экскурсия в Наицональную библиотеку –«Знакомство с профессией билиотекаря» |
Октябрь 2019 |
Классные руководители |
|
5. Экскурсия на стройку «Кто построил этот дом?» знакомство со строительными профессиями |
Ноябрь 2019 |
Классные руководители |
|
6. Экскурсия в аптеку- Знакомство с профессиями фармацептики |
январь 2020 |
Классные руководители |
|
7.Экскурсия в Смиловичский аграрно-технический колледж в г.Смолевичи |
Февраль 2020 |
Классные руководители |
|
8. Экскурсия на |
Март 2020 |
Классные руководители |
|
9.Экскурсия в Музей МВД |
Март 2020 |
Классные руководители |
|
10.Встреча с няней. «Что такое МОП? Знакомство с профессией младший обслуживающий персонал детского дома» |
Апрель 2020 |
Классные руководители |
|
11. Экскурсия в на предприятия микрорайона |
Апрель 2020 |
Классные руководители |
|
Экскурсии в учебные заведения на дни открытых дверей г.Минска |
В течении года |
Классные руководители |
|
Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии», «Трудовые династии», «Профессии героев России» |
В течении года |
Специалисты СППС |
|
Информационно – просветительская работа: Оформление стенда по профориентации:
|
В течении года |
администрация , педагог-психолог |
|
Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. |
Август июнь |
Классные руководители, педагог-психолог |
|
Подготовка и сдача отчетов по самоопределению выпускников |
сентябрь |
Педагог социальный |
|
Заключение
Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь воспитаннику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Список литературы.
- Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М. :Просвещение, 1990. - 653с.
- Потемкина, О.Ф., Тесты для подростков / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.: ил.
- Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.
- Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор": [Сборник] /Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина ; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В., Пашнина М. Г.]; под ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб : Речь, 2007. – 365 с.
Рабочая программа по профориентации
9 класс
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по профориентации
34 часа: 1 час в неделю
2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД