Наша речевка.
- Раз, два! - Три, четыре!- Три, четыре!- Раз, два!- Кто шагает дружно в ряд? - Это мы – ЮИД отряд! ПДД мы изучаем и ребятам объясняем, Что такое переход, Знать что должен пешеход. К знаньям всех мы призываем, Никогда не унываем!
Наш девиз.
До всех мальчишек и девчонок
По ПДД мы знания донесем!
Мы – за безопасное движение
И школу мы не подведем!
Наша песня.
I. В нашей школе есть ЮИД,
В нашей школе есть ЮИД,
Мы гордимся этим.
Изучаем ПДД,
Изучаем ПДД,
И зимой, и летом.
Пр.: Вот увидел светофор,
И по «зебре» перешел,
Значит правила учел.
Близ дороги не играй,
На неё не выбегай,
ПДД ты твердо знай!
КЛЯТВА
Я, (фамилия, имя), вступая в члены юных инспекторов движения, клянусь:
- быть достойным членом отряда ЮИД и примером для всех ребят;
- непримиримо относиться к нарушителям правил дорожного движения;
- всегда приходить на помощь тому, кому трудно;
- хорошо знать и выполнять Правила дорожного движения, пропагандировать их среди ребят.
Для выполнения возложенных на меня обязанностей постоянно совершенствовать:
- свои знания, посещать школьный клуб ЮИД;
- вырабатывать и закалять волю;
- активно участвовать в работе отряда ЮИД;
- знать о славных и героических делах государственной автомобильной инспекции, государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Быть верным помощником работников ГИБДД, с честью и достоинством носить звание члена отряда ЮИД.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» МБОУ СОШ с. Сенцово |
Основание для разработки программы |
В условиях все более интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения или несоблюдение их. |
Цель Программы |
Создать условия для непрерывного воспитательного процесса юных участников дорожного движения |
Задачи Программы |
|
Сроки реализации программы |
Два года |
Перечень разделов программы |
Содержание проблемы и обоснование необходимости принятия программы. Направления программы. Этапы и сроки реализации программы. Ожидаемые результаты. |
Контроль за реализацией программы |
Контроль осуществляется один раз в четверть в соответствии с планом школьного мониторинга (проверка журналов; маршрутных листов «школа – дом»; проведение диагностических работ по теории ПДД; анализ сводок ГИБДД по случаям ДДТТ). Контрольно-диагностические материалы и диаграммы результативности реализации программы |
Ожидаемые результаты |
Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИДД . Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований; увеличение качества диагностических работ). Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения) |
Приложение № 1 КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Кадровый состав |
Основной функционал |
|
Директор ГУО УПК д.Короелв Стан |
Осуществляет общее руководство реализацией данной программы (в соответствии с планом мониторинга). |
|
1 |
Заместитель директора, курирующий работу классных руководителей в области ПДДТТ |
Планирование, контроль и организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в соответствии с целью и задачами ГУО УПК д.Королев Стан |
2 |
Классные руководители |
Классный руководитель выполняет следующие функции: · Планирование и организация учебно– воспитательного процесса. · Ведение занятий по ПДД. · Подготовка и проведение праздников по данному направлению. · Проведение родительских собраний по профилактике дорожно-транспортного травматизма; · Координация воспитательной работы и деятельности учащихся. · Отслеживание положительной динамики по реализации программы. · Привлечение родителей к организации работы по данному направлению. · Ведение необходимой документации. |
3 |
Педагог дополнительного образования, курирующий деятельность отряда ЮИДД |
· Планирование работы отряда ЮИДД; · Руководство работой отряда ЮИДД; · Координация совместной деятельности с инспектором ГИБДД; · Разработка экскурсий; составление графика экскурсий для учащихся школы; · Ведение занятий по ПДД; · Подготовка к конкурсам по данному направлению; Освещение деятельности отряда ЮИДД в школьных средствах массовой информации. Ведение необходимой документации; Отслеживание положительной динамики по реализации программы. |
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОТРЯДАХ ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ДВИЖЕНИЯ
1. Общие положения
Отряды юных инспекторов движения – добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них гражданственности, высокой обшей культуры, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах среди детей младшего возраста.
Основными задачами отрядов юных инспекторов движения являются:
· активное содействие школе в воспитании учащихся, выработке у школьников активной жизненной позиции.
· изучение правил, безопасного поведения на дорогах, овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения и организация этой работы среди детей.
· овладение умениями оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Отряд юных инспекторов движения создается из числа школьников в общеобразовательной школе.
2. Основные направления работы юных инспекторов движения
1. Воспитание у членов отряда ЮИД преданности своей Родине на героических, боевых и трудовых традициях милиции, формирование у них правосознания, гуманного отношения к людям, чувства товарищества.
2. Углубленное изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожною движения.
3. Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного движения в школе.
4. Участие в смотрах и слетах ЮИД, конкурсах, организация деятельности школьных площадок безопасности движения.
5. Организация работы с юными велосипедистами.
3. Структура и организация работы отрядов юных инспекторов движения.
Членами отрядов юных инспекторов движения могут быть учащиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе отряда ЮИД.
Отряд создается при наличии не менее 6 человек.
Прием в члены отряда юных инспекторов движения производится на основе устного заявления на сборе отряда.
4. Обязанности и права юного инспектора движения
Юный инспектор движения обязан:
· Дорожить честью, званием юного инспектора движения, активно участвовать в делах отряда, своевременно и точно выполнять задания командира отряда.
· Изучать Правила дорожного движения и быть примеров в их исполнении.
· Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по пропаганде Правил дорожного движения.
· Всемерно беречь и укреплять общественный правопорядок, участвовать в предупреждении нарушений детьми Правил дорожного движения.
· Укреплять здоровье, систематически заниматься физической культурой и спортом.
5. Юный инспектор движения имеет право:
· Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда, и вносить соответствующие предложения.
· Обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности дорожного движения и общественного правопорядка в местные органы милиции и Госинспекции.
· Участвовать в патрулировании на улицах, в микрорайоне школы по соблюдению Правил дорожного движения, организации разумного досуга детей и подростков.
· Юный инспектор движения может награждаться за активную работу в отряде грамотами, направляться на городские, областные слеты юных инспекторов движения.
Введение
Вряд ли в настоящее время можно представить себе человека, который так или иначе не сталкивался бы с наземным транспортом, будь то автобус, трамвай, троллейбус, мотоцикл или велосипед. Увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах и, особенно в крупных городах, множится количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей.
Статистика дорожно-транспортных происшествий показывает, что ежегодно на дорогах планеты погибает около 350 тысяч человек и 7 млн. получают ранения. В России эти цифры соответственно — 25—30 тысяч и 900 тысяч.
Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу.
Основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо четко знать, а самое главное — неуклонно выполнять.
Сохранить жизнь и здоровье детей — значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы российские дети. Перед фактом продолжающегося увеличения автотранспорта на дорогах крайне необходимо единение государственных органов, общественных институтов, семьи в борьбе с детским дорожно-транспортным травматизмом.
Общеизвестно, что «детей учат в школе». Даже песня такая есть. Школе принадлежит решающая роль не только в изучении Правил дорожного движения, но и предупреждении детского дорожного травматизма в соответствии с Законом о дорожном движении.
1.Общие положения программы
1.1 Программа рассчитана на проведение мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ГУО УПК д.Королев Стан
1.2 Участниками программы являются учащиеся 5– 8 классов, педагоги, родители, работники ГАИ, медицинский работник.
2. Цели и задачи программы:
Цель:
Создать условия для непрерывного воспитательного процесса юных участников дорожного движения.
Исходя из данной цели, основными задачами программы являются:
- выработка у школьников активной жизненной позиции;
- закрепление знаний ПДД и навыков безопасного поведения на дорогах;
- привлечение школьников к участию в пропаганде БД на улицах и дорогах сверстников;
- расширение технического кругозора детей, реализация их творческих способностей;
- участие отрядов ЮИД в проведении соревнований «Безопасное колесо».
- активизация деятельности школы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
- повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствования системы подготовки и воспитания, учащихся культуре поведения на улицах и дорогах;
- обобщение и распространение современных педагогических технологий, опыта наиболее эффективной работы классных руководителей по организации образовательного процесса в области безопасности движения;
- создание системы общешкольных мероприятий по профилактики дорожно-транспортного травматизма среди учащихся;
- организация методической помощи классным руководителям и родителям по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
- развитие форм сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива с родителями, подразделениями ГИБДД и общественными организациями по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
3. Концептуальные подходы
Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что дети не обладают крайне необходимыми для современных условий жизни в городе навыками безопасного поведения в транспортной среде, не умеют верно оценивать и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения Правил дорожного движения.
Исследования психологов показали, что улица и транспорт – это элементы окружающей среды и освоение их детьми имеет свои особенности. Для детей важен личный опыт. Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия. И в этом случае «личный» опыт ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом.
Познавательные программы, турниры, олимпиады, соревнования, развлекательные, занимательные и подвижные игры являются важным звеном в методиках интенсивного обучения детей Правилам дорожного движения. Их основная цель – смена деятельности, обучение и общение на новом уровне, полноценный и эффективный психологический отдых.
Особое внимание в работе с детьми следует уделять моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровыми формами в целях лучшего усвоения и закрепления получаемых знаний
Главным в воспитательном процессе безопасного поведения на дорогах и улицах города является формирование у детей уважительного отношения к Закону дороги, осознания объективной целенаправленности и необходимого выполнения правил и требований дорожного движения и выработки у них стереотипов безопасного поведения.
4 .Нормативно правовая база программы
- Закон РБ « О безопасности дорожного движения»
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
- Конституция РБ
- Устав
5. Методическое обеспечение программы
1.CD- диск «Правила дорожного движения для школьников». Теория и практика поведения на дороге. Тесты.
2.CD- диск «Школа Смешариков». Игра на диске по правилам дорожного движения.
3.Компьютерная игра «Не игра» разработана в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах». ООО «АБТ», ООО «Росполитехсофт», разработка и дизайн компьютерной игры.
4.»Азбука пешехода». Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и педагогов начальной школы.
5.Методические рекомендации для органов управления образованием и образовательных учреждений по формированию и функционированию системы обучения безопасному поведению и профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.
6. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов учреждений дополнительного образования.
7. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов общеобразовательных учреждений.
8. ЮИД – это серьёзно! Руководителям отрядов ЮИД. Методическое пособие. Составители: Л. П. Оривенко, Г. Л. Зубкова.
6.Ожидаемый результат
Выполнение задач стоящих перед программой позволит:
- Сокращение количества ДТП с участием обучающихся
- Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИДД .
- Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований; увеличение качества диагностических работ).
- Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения)
- разработать методические рекомендации для классных руководителей по вопросам профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;
- внедрить новые инновационные технологии профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;
- расширить знания учащихся об истории правил дорожного движения;
- повысить дорожную грамотность учащихся;
- сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;
- повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.
7. Работа с педагогами
«Искусство и мастерство педагога заключается в умении
сочетать сердечность с мудростью»
В.А. Сухомлинский
7.1. Учет возрастных особенностей в программе воспитания
Естественно, что Программа профилактики ДТТ рассчитана на весь контингент учащихся с 1 по 11 класс. Но, работая в коллективе школьников, мы строим воспитательную работу с учетом возрастных особенностей детей. Подростковому возрасту присущи постоянная борьба и процесс становления личности. Поэтому на данном возрастном этапе проводятся мероприятия, позволяющие учащемуся проявить свои способности в творчестве, организации и проведения дела, утвердиться в среде сверстников, заняв соответствующую позицию, которая бы соответствовала личным желаниям личности. КТД, участие в спортивных состязаниях, конкурс «Безопасное колесо» и многое другое, - вот именно то, что способствует социализации подростка. В старшем школьном возрасте - это конкурсы - КВН, участие в работе агитбригады, шефская работа позволяют наиболее полно раскрыться и проявить свои способности. Педагогический коллектив в целом является одним из важных звеньев. Именно учителя осуществляют основную деятельность по пропаганде правил дорожного движения, профилактике ДТП. В работе с учителями мы используем такие формы:
1.Проведение семинаров с учителями по теме ПДД
- теоретических
- практических
- «Круглые столы» с привлечением работников ГИБДД, ОКБ.
- Совещания после несчастных случаев и ДТП с участием учащихся.
- Инструктивно-методическая работа.
- Обмен опытом.
- Выставки методической литературы.
7.2. Повышение квалификации педагогов
Классный руководитель – это педагог, непосредственно работающий с детьми, их родителями. Именно от него зависит, как будет осуществляться работа по профилактике ДТП, пропаганде ПДД. Будет ли налажен контакт и взаимодействие с родителями. Классный руководитель организует коллективную деятельность в классе, взаимодействие с родителями, социальным педагогом, психологами, работникам ГИБДД. В МОУ организована деятельность методического объединения классных руководителей, проводятся семинары по наиболее актуальным темам, совещания по решению текущих проблем, по обмену опытом. Совместно с ГИБДД ведется работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Разработана программа работы с классными руководителями по профилактике ДТТ. Проводятся встречи, «круглые столы» с инспекторами ГИБДД.
8. Работа с родителями
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
Главенствующую роль в обучении безопасному движению должна играть семья. Прежде всего, потому, что модель грамотного, безопасного для него самого и окружающих поведения на улице и дороге ребенок усваивает в дошкольном возрасте, когда рядом с ним самые близкие люди — родители. В первую очередь — мама. Но практика показала, что и сами родители часто не знают элементарных правил дорожной безопасности, возрастных особенностей детской психики. Как и чему научат они детей?
Возможно, нам сегодня может пригодиться зарубежный опыт борьбы с детским дорожно-транспортным травматизмом. Стоит изучить достижения английских и японских детских клубов безопасного движения, где еще с дошкольного возраста начинают воспитывать будущих грамотных участников движения. В Японии такие клубы создаются по месту жительства матери и малыша (материал см. «ДДД» № 7, 2003 г.).
Во-первых, повторимся, потому, что именно в дошкольном и школьном возрасте ребенок наиболее восприимчив и готов к формированию устойчивых привычек. Во-вторых, потому, что учитель ежедневно встречаясь с ребенком и часто с родителями, имеет больше возможности работать с ними даже несколько минут («Минутки безопасности») А это значит, ему проще найти время для методически грамотного обучения детей и их родителей.
Мы должны научить и детей, и родителей безопасному поведению на дороге — а это возможно при условии знания и выполнения ими Правил дорожного движения, а также умения правильно оценить дорожную ситуацию.
В настоящее время проблема детского дорожно-транспортного травматизма весьма серьезна, и то, что необходимо прививать детям навыки поведения на дорогах, понимают многие родители. Но для детей заучивать любые правила — занятие довольно скучное, поэтому обучать правилам дорожного движения наиболее актуально в игровой познавательной форме, на практике, т.е. – на улице с вовлечением в конкретную дорожную ситуацию: когда ребенок идет в школу, с родителями в гости, в магазин и т.д. Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями также должна проводиться определенная работа: беседы, рекомендации, советы, анкетирование, заседания «круглого стола», диспуты, совместные с детьми игры, изготовление атрибутов.
Родители – важные союзники в Программе оздоровления детей. Вовлечение родителей в работу по Программе «Здоровье» предусматривает следующие виды деятельности:
- Родительские собрания по вопросам ПДД.
- Привлечение родителей к участию в УВП.
- Совместные походы и экскурсии.
- Пропаганда среди родителей правил дорожного движения.
- Выступление перед родителями инспектора ГАИ, врача-травматолога.
- Профилактика вредных привычек др.