Профилактика суицидов
Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи, становится жертвой самоубийства. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида. Все это затрудняет диагностику выявления людей склонных к суициду. В литературе можно найти следующие методы исследования: диагностическое интервью с семейным анамнезом, тест Личко “ПДО”, тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, тест «определение направленности личности Басса», тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен.
В «Вестнике психосоциальной и реабилитационной работы» (№1/1994г. с.44-52) был предложен тест, помогающий выявить суицидальные намерения. Его авторы считают, что аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения можно измерить с помощью теста, который прошел многократную проверку на практике.
Для того чтобы не акцентировать внимание ребенка на тесте, позволяющем оценивать суицидальные намерения, ему предлагается в виде игры, или теста на определения интеллекта, соотнести в соответствующие колонки заранее подготовленной таблицы, воспринимаемые на слух выражения. При этом на обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания необходимо отводить 5-7 секунд. Если услышанное выражение ребенок не может отнести к какой-либо теме, он его пропускает. Убедившись, что Ваш ребенок готов к работе, приступите к чтению высказываний.
После заполнения бланка подсчитайте количество отметок в каждой колонке и получите ответ в соответствующей интерпретационной таблице.
При анализе результата тестирования целесообразно помнить, что наличие суицидального риска определяет результат полученный в колонке «Добровольный уход из жизни», а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений.
Если результат колонки «Добровольный уход из жизни» меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других факторах, представленных в остальных колонках как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.