«Моя школа - весь мир»
гуо
гуо
гуо
О проекте
За последние годы произошли значительные изменения во взглядах на функционирование системы образования. Введение Кодекса Республики Беларусь об образовании способствует полному осмыслению содержания воспитательной работы, ее роли, ее функций и направлений в целостном образовательном процессе. В связи с этим придается большое значение организации насыщенного и качественного воспитательного пространства учреждения образования.
Нашим учреждением образования накоплен определённый опыт по проведению коллективных творческих дел по организации свободного времени учащихся совместно с родителями.
В УО организованы занятия музыкальной направленности, деятельность которых направлена на воспитание культуры организации свободного времени учащихся.
Возможности спортивной бызы УО активно используются для укрепления здоровья и формирования навыков здорового образа жизни не только у учащихся, но и у членов их семей.
Значительную часть воспитательного процесса занимает организация шестого школьного дня, который должен являться органичной частью целостной образовательной системы учреждения образования. Воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых личности осмысленно пытаются придать определенные черты и качества для ее успешной социализации.
Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных моральных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
Основные направления социализации соответствуют основным сферам жизнедеятельности человека :
- поведенческая;
- эмоционально - чувственная;
- познавательная;
- морально -этическая;
- межличностная;
Ряд зарубежных ученых трактуют процесс социализации только как внешнее воздействие, а суть процесса социализации сводится только к социальному воспитанию и обучению индивида. Тенденция к рассмотрению процесса социализации разносторонне отличает взгляды американского психолога Э. Фрома не только с позиции приспособления личности к окружающей среде, но и с точки зрения ее самоактуализации. По мнению Э. Фрома, экономические, идеологические, психологические и другие факторы социализации находятся в сложном взаимодействии. Социализация начинается с того момента, когда индивид проявляет себя и свое отношение к людям через разнообразные формы человеческих отношений.
Цель проекта - создание единого воспитательного пространства в шестой школьный день, которое способствует личностному росту учащихся, их самоопределению, самосовершенствованию, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также их успешной положительной социализации.
Задачи проекта:
- создать модель организации шестого школьного дня для реализации воспитательных функций образовательного процесса в шестой школьный день;
- содействовать творческому личному развитию учащихся, их самоопределению, опираясь на их индивидуальные особенности;
- создавать условия для личной позиции самовоспитания, самостоятельной конструктивной организации досуга;
- расширять культурное пространство личности учащегося, развивать его потенциал с помощью разнообразных видов организации воспитательного процесса в шестой школьный день.
Объектом проекта является система организации воспитательной работы в шестой школьный день.
Предмет проекта – условия, формы, методы, приемы организации воспитательного пространства в шестой школьный день, которые будут содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Данный проект будет способствовать качественной организации воспитательной работы. Создание модели организации шестого школьного дня даст следующие результаты:
- повышение активности учащихся и их родителей в участии в школьных мероприятиях, в жизни учреждения образования, микрорайона;
- расширение мировоззрения учащихся, становление их гражданской и жизненной позиции;
- формирование нравственной, эстетической, экологической культуры, культуры семейных отношений;
- овладение навыками здорового образа жизни;
- успешная социализация учащихся;
- воспитание культуры быта и досуга;
- активизация деятельности детских и молодежных объединений;
- единение детей разных возрастных категорий, гендерное воспитание;
- повышение уровня воспитанности учащихся.
Организация воспитательной работы в УО направлена на создание условий и возможностей для самоопределения, самореализации и саморазвития личности, формирования у нее умения организовать свое свободное время таким образом, чтобы оно имело созидательный, а не разрушительный характер. Сегодня обществу нужны свободные и мыслящие граждане, талантливые организаторы, которые любят свою Родину и направляют свою энергию на ее процветание. Таких граждан нужно воспитывать. Мало сказать ученикам, что нужно уважать старших, родителей, учителей, любить свою Родину и т. д. Эта информация не будет иметь никакого смысла, если она не будет иметь эмоциональный характер. Положительные отношения возникают только в процессе личного опыта детей, личных волнений. Возникновение и изменение отношений возможно только в деятельности, только в результате взаимодействия с другими. Удовольствие, радость от сделанного, ощущение своего достоинства – это мотиваторы детской активности.
При организации системы воспитательной работы особое внимание уделяется взаимодействию школы и семьи. Отсюда следует цель: привлечь родителей к сопровождению ребенка в образовательном процессе. При всей своей массовости воспитательная работа должна поддерживать индивидуальную траекторию воспитания и самовоспитания, создание условий правильного воспитания в семье, способствовать развитию творческого потенциала. Все эти требования к организации воспитательной работы реализуются при организации шестого школьного дня, где учащиеся вместе с родителями могут выбрать индивидуальную схему воспитания личности ребенка.
Воспитательная система УО – открытая система, которая активно сотрудничает с социумом, семьей.
В основе воспитательной системы так же лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям. Большое внимание уделяется инициативе учащихся в планировании и самостоятельности проведении мероприятий.
В УО разработана и реализуется своя модель организации и проведения шестого школьного дня, которая состоит из:
1. Управленческой модели организации шестого школьного дня;
2. Модели пространственной организации;
3. Модели индивидуальной траектории воспитания личности ученика;
4. Модели взаимодействия.
Разработана циклограмма шестого школьно дня
День недели |
Этап подготовки |
Понедельник |
Подведение итогов предыдущего шестого школьного дня. Провозглашение администрацией новой темы. Информирование на сайте и стендах. |
Вторник |
Работа центров по планированию мероприятий в рамках заданной новой тематики. |
Среда |
Составление общего плана. Работа центров по подготовке к субботе. |
Четверг |
Провозглашение общего плана на неделю через сайт, информационные стенды, классных руководителей. Работа центров по подготовке к субботе. |
Пятница |
Работа центров по подготовке к субботе. Техническая подготовка воспитательного пространства. |
Суббота |
Проведение шестого школьного дня. Анкетирование по итогам для планирования на следующую неделю. |
Данная циклограмма способствует постепенной, эффективной, а не хаотичной организации шестого школьного дня.
Кроме своих ресурсов при организации воспитательной работы в шестой школьный день УО активно реализовывается социальное партнерство. Осуществляется взаимодействие с внешкольными учреждениями воспитания, спорта, культуры, правоохранительными органами, органами Министерства по чрезвычайным ситуациям, общественными объединениями.
Основными направлениями организации воспитательной работы являются следующие:
-физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, воспитание культуры жизнедеятельности, здорового образа жизни;
- гендерное воспитание;
-экологическое и трудовое воспитание, профессиональная ориентация учащихся;
- эстетическое, нравственное и правовое воспитание;
-воспитание финансово-экономической грамотности;
- общественно-патриотическое и идеологическое воспитание;
-воспитание культуры быта и досуга, которые направлены на формирование у учащихся ценностного отношения к материальному окружению, умения целенаправленно и эффективно использовать свободное время.
Доступность информации для учащихся и родителей осуществляется через сайт УО, информационные стенды, через взаимодействие учащихся, учителей, социальной психолого-педагогической службы, администрации.
Организация шестого школьного дня – это творческий процесс, который носит комплексный характер, затрагивает всех участников образовательного процесса, что требует определенной управленческой модели, влечет за собой функционирование творческих групп, в которые входит администрация, учителя, ученики, родители, социальная психолого-педагогическая служба.
Одним из главных требований к воспитательному процессу является система взаимодействия всех ее компонентов. В УО создана такая система на основании влияния друг на друга субъектов и факторов воспитательного процесса в шестой школьный день: личности ученика, семьи, модели организации воспитательного пространства и управленческой модели.
Руководящая модель организации шестого школьного дня
Одним из основных требований к воспитательному процессу является система взаимодействия всех её компонентов. В школе создана данная система на основании влияния одного субъекта на другого и факторов воспитательного процесса в шестой школьный день: личность учащегося, семьи, модели организации воспитательного пространства и управляющей модели.
Модель взаимодействия в шестой школьный день
ГУО “УПК ясли – сад – базовая школа д.Королёв Стан”
Исходя из данной темы все центры планируют свою работу на шестой школьный день, ведется подготовительная работа с “учащимися-путешественниками”.
“Путешественник” систематически занимается организацией путешествий по воспитательному пространству шестого школьного дня, персонаж, который используется для усиления динамики воздействия на участников воспитательного проекта. Он с первой минуты наблюдает за жизнью группы, анализирует ход путешествия по мероприятиям шестого школьного дня и дает открытую обратную связь участникам группы. Не вести за собой группу, а создавать условия для развития каждого из участников - основная задача путешественника. Учащимися школы был разработан свод правил для путешественника.
1. Выполнять просьбы членов группы, поддерживать их авторитет в группе. 2. Заботиться о каждом участнике группы раньше, чем о себе. 3. Быть справедливым человеком в группе, не давать волю минутного настроения, обиде. 4. Беречь традиции и законы группы. 5. Подводить итоги в группе, помогать найти непонятное, вспомнить забытое. 6. Хранить в группе тонн доброжелательности, искренности, всегда стараются найти положительные моменты в любых ситуациях. 7. Следить за своевременным заполнением “Карты путешествия семьи” (приложение 1) |
Путешественник имеет хорошую подготовку к мероприятию, в котором он принимает активное участие, помогает ведущему. Бывают такие моменты, когда путешественнику необходимо поддержать динамику игры, или принять на себя определенные роли. Очень часто учащияся начальных классов не желают выполнять отрицательные роли, тогда путешественник берет их на себя или роль может быть "закадровой", когда герой не принимает активное участие в игре, а только в течение всего мероприятия слышать его голос - тогда эту роль также исполняет путешественник.
Необходимо отметить, что в данной модели ребенок выбирает сам, или вместе с родителями центр, в котором он будет отдыхать в субботу, учитывая свои индивидуальные потребности. Одним из обязательных пунктов является регистрация ребенка в центре. Это нужно для анализа посещения центров, анализа любопытства учащихся тех или иных направлений работы, мероприятий.
Работа по подготовке субботних мероприятий в школе ведется по циклограмме организации и проведения шестого школьного дня, которая помогает качественно подготовиться к субботе, провести интересный шестой школьный день и провести его анализ, определить конкретные успехи или недостатки, обозначить пути устранения данных недостатков.
Слаженность работы педагогического коллектива и администрации по данной циклограмме способствует качественной, интересной и насыщенной организации шестого школьного дня. Принять участие в подготовке и осуществлении плана может каждый член педагогического коллектива школы, каждый учащийся, родители. Это помогает качественному взаимодействию в триаде "школа - учащийся - родитель», что способствует взаимовлиянию на развитие каждой из сторон образовательного процесса, отлаженной взаимной связи, взаимопомощи. Такая работа помогает создать из всех участников образовательного процесса сплоченный коллектив, который стремится к достижению единой цели: формирование всестороннеразвитой, нравственной, творческой личности учащегося.
Процесс управления воспитательной системой предполагает целеполагание, планирование, принятие решений. Совершенствование целеполагания и планирования учебно-воспитательной работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы.
Планирование создает такую объективную ситуацию, при которой возможно максимальное и разностороннее развитие личности: самореализация ее творческих возможностей.
Для успешной реализации управленческой модели необходимо правильно организовать воспитательное пространство школы. В научной литературе под термином пространство понимают множество объектов, между которыми установлены определенные отношения. Данные объекты оказывают непосредственное влияние друг на друга. Воспитательная пространство - это результат деятельности созидательного и интеграционного характера. Чтобы оно сложилось, нужно определить основные компоненты и то, что должно их связывать, включить в модельные связи деятельности детей. Тогда и можно рассчитывать на то, что воспитательная пространство станет существенным фактором личностного развития. В противном случае отдельные компоненты социума стихийно будут влиять на детей и не обязательно в позитивном плане. Очевидно, социум нужно уметь использовать в воспитательных целях, а воспитательное пространство уметь создавать. Сложными в воспитательном пространстве являются следующие содержательные элементы: жизненное пространство, творческое пространство (пространство творческих работ, массовых праздников); рабочее пространство (мастерские, кружки, мастер классы с участием специалистов, родителей-специалистов), игровое пространство (деловые, сюжетно-ролевые, моделировать, исторические и спортивные игры); социальное пространство (социальная практика, социальные проекты по краеведению, по профориентации; социальная практика, которая играет роль механизма присоединения учащихся к жизни в социуме).
Нами была создана модель воспитательного пространства школы, которая является целостной системой. Данная модель помогает подойти к организации шестого школьного дня с позиции не только общей темы, но и помогает раскрыть данную тему с разных направлений организации воспитательной работы в школе.